Методическая система

Использование мультимедийных технологий как средства формирования  информационной компетентности
Российская программа модернизации образования, следуя мировым тенденциям его развития, предполагает формирование у школьников определённого набора компетенций – способов действий, обеспечивающих вхождение молодого человека в социальную жизнь, необходимую профессиональную мобильность, владение современными средствами получения, обработки и использования информации. По сути дела, речь идёт о переориентации содержания школьного образования  с необходимости овладеть суммой ЗУНов на приобретение детьми универсальных умений.
Такими универсальными умениями являются:
- видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней её условия, подбирать и создавать варианты решения.
- удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий высказываний;
- уметь получать, отбирать в соответствии с целями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;
- выделять основной смысл текста, события, явления соотносить с собственным опытом и ценностями, формировать личностный смысл;
- понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
- схематизировать информацию из устных и письменных источников, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;
- уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
- строить индивидуальную и коллективную деятельность в учебном процессе;
- ставить цели, анализировать ситуацию планировать и проектировать учебную деятельность, анализировать результаты этой деятельности;
- уметь создавать для себя нормы поведения, критически относится к нормам, созданными другими, обществом или государством;
- осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать  сознание на собственную деятельность, и в связи с этим использовать в жизнедеятельности  адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности;
- устанавливать коммуникативные связи с людьми.
Для формирования данных универсальных умений требуется применение новых технологий обучения. Идеальной системы обучения не существует, поэтому целесообразно отобрать ту педагогическую технологию, которая позволила бы найти оптимальные пути обучения учащихся, с одной стороны, соответствующие требованиям Обязательного минимума к уровню подготовки учащихся, с другой стороны, формирующие ключевые компетенции.
На взгляд автора, такой современной педагогической технологией является мультимедиа - технологии.
В данной технологии приоритетной целью обучения становится овладение учащимися информационной компетентностью.
Характеристиками информационной компетентности можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде, стремление к развитию личных творческих качеств, наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, наличие потребности в саморефлексии, освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.
Особая роль информационной компетентности заключается в том, что она является основой информационной деятельности – главного вида деятельности в современном обществе, а также основой для освоения и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для формирования информационной компетентности необходимо создание особых учебных ситуаций, играющих роль моделей реальных жизненных ситуаций. Эти ситуации можно создать в специальных учебных средах, используя современные мультимедиа – технологии (рисунок 1).
Остановимся более подробно на характеристике мультимедиа. Термин «мультимедиа» связан с интеграцией таких медиа - средств, как текст, графика, звук, анимация, видео, пространственное моделирование в компьютерных системах. Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.
Таким образом, мультимедиа выступают как дидактическое средство, предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью различных видов информации, интегрированное использование которых способствует эффективности познавательных процессов.
Мультимедиа – технологии можно определить как систему компьютерных информационных технологий, которые могут быть использованы для реализации идеи объединения разнородной информации в единую компьютерную информационную среду.
В процессе обучения  с помощью мультимедиа – технологии  преподаватель оказывает учащемуся содействие в приложении знаний для решения определённой проблемы. Всё это характеризуется определённой точкой во времени и пространстве, где отношение «учитель – ученик» сосредотачивается на идентификации проблемы и построении соответствующего знания. Чаще всего учащийся нуждается в помощи и объяснениях, при этом мультимедиа – технологии как раз смогут помочь в идентификации конкретных затруднений и индивидуальной помощи конкретному ученику в ситуации решения проблемы (рисунок 2).
С помощью мультимедиа – технологий ребёнок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Учащийся узнаёт новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяет свой кругозор. При использовании мультимедиа – технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Мультимедиа – технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, мультимедиа – технологии становятся основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Использование мультимедиа – технологии в обучении способствует качественному накоплению знаний, с другой стороны, мультимедиа может использоваться для реализации качественных, глубоких познавательных стратегий (включение внутренней мотивации, освоении учебных стратегий, развития понимания).
И в том и в другом случае мультимедиа – технологии выступают как дополнительный образовательный ресурс, повышающий эффективность обучения, способствующий большей вовлечённости в учебный процесс, позволяющий реально индивидуализировать обучение.
 Список использованной литературы.
1.                       Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. – Москва: Русское слово, 2002. -155с.
2.                       Ключевые компетентности: Сборник статей по итогам конференции. – Красноярск, 2003.- 240с.
3.                       Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. – Москва: Владос – Пресс, 2002. – 399с.
4.                       Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва, 1998. – 240.
5.                       Нестандартные уроки в школе.- Волгоград: Учитель, 2000.-78с.
6.                       Орлова О.В. История Отечества 20 век: Методическое пособие.- Санкт – Петербург: Паритет, 2003. -190с.
7.                       Педагогические технологии: Учебное пособие.- Москва: МарТ, 2004.-334с.
8.                       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. – 394с.
9.                       Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- Москва: Владос, 2002. – 302с.
10.                   Студёнкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва: Владос, 2000. – 238с.
11.                   Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2002.-290с.



Система уроков по истории с использованием технологии педагогической мастерской

Сегодня наша страна переживает эпоху перемен во всех областях жизни, во всех государственных структурах. Сегодня с особой очевидностью стало ясно: жизнь требует для своего развития новой личности – свободной, независимой, самостоятельно мыслящей, с уважением относящейся к себе и людям. И перед школой, перед учителем стоит труднейшая задача: сломать стереотипы подходов к образованию.
Существенную роль в решении этой задачи может сыграть внедрение в образовательную деятельность нетрадиционных педагогических технологий, таких как педагогическая мастерская. Мастерская создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное пространство. С помощью мультимедиа – технологий обучающиеся узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяя свой кругозор.
Сочетание двух педагогических технологий: мастерской и мультимедийной, позволяет не только исследовать сущность исторических событий, но и способствовать развитию творческой личности творческой.
Сущность технологии педагогической мастерской.
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами представителями ЖФЭН (groupе francais education nouvelle – французская группа нового образования). У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.[1]
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит между опытом каждого участника. Идёт внутренний диалог каждого – с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие знания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи – сними можно общаться в форме диалога.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание и умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.
Целевыми ориентациями технологи педагогической мастерской будет являться:
- предоставление учащимся психологических средств, позволяющие им личностно саморазвиваться;
- осознание самих себя и своего места в мире;
- понимание других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут;
- определение перспектив «будущего», которые затронут их самих.
Принципы построения педагогических мастерских следующие:
Ценностно- смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской, он работает вместе со всеми. Мастер равен ученику в поиске знания, мастер не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской, через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции.
Диалоговость: главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождение к новым истинам. Диалог создаёт в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций. Формируется истинная коммуникативная культура.
- Проблемное обучение: обеспечивает самостоятельное усвоение новых понятий путём решения учебных проблем, что содействует обеспечению сознательности и прочности знаний и формированию логико – теоретического и интеллектуального мышления. Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.
Особенности методики технологии педагогической мастерской.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый творческий характер деятельности учеников.
Преимущества группового обучения: учит навыкам жизни, а именно, действенному общению, умению слушать, умению стать на точку зрения другого, умению работать сообща для достижения общей цели. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.
Основой методики педагогической мастерской являются проблемные методы, основанные на создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Основными методами обучения является проблемное изложение материала, создание игровых проблемных ситуаций, применение метода проектной деятельности, метода «мозгового штурма», организация дискуссий.
«Ансамбль» методов может выполнять конструктивные, технологические, проблемно – исследовательские функции.
Структура технологии педагогической мастерской.
         I.Индукция-создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации.
      II.Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии:
А) самоконструкция - создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
Б) социоконструкция – построение этих элементов.
3. Социализация:
А) афиширование – вывешивание «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, проектов, схем);
Б) собственно представление, выступление, защита, отчёт о работе.
4. Разрыв – внутренне осознание учеником мастерской неполноты  или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
5. Промежуточная рефлексия и самокоррекция – формирование информационного запроса, выстраивание новых проблем.
6. Обращение к новой информации и её обработка.
7. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы.
8. Социализация.
9. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

[1] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998., с.161.



Проектная технология открытого урока


I. Цели проведения открытых уроков.
ü  Повышение квалификации тех, кто приходит к учителям - профессионалам высокого класса;
ü  Экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;
ü  Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).
II. Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков по проектной технологии:
1. Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных возможностей класса, где будет даваться открытый урок.
Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель (психолог) сообщает гостям до проведения открытого урока. Если не представлена подобная информация, то учитель работает в режиме внеличностной (личносто - отчуждённой) парадигмы образования. Учитель идёт не от возможностей ребёнка к программе, а, наоборот – от программы к ребёнку, т.е. все дети предстают одинаковыми.
Составляющие психолого – педагогических особенностей учащихся к моменту проведения открытого урока: пол; темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; право – левополушарный; ведущий канал воспроизведения: визуал, аудил, кинестетик; адаптация; определение степени внушаемости
Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям:
ü  Читать, осмысленно понимать прочитанное
ü  Запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст
ü  Монологически высказываться
ü  Вести учебный диалог
ü  Отвечать на вопросы
ü  Формулировать вопросы, задачи, видеть проблемы
ü  Выделять главную мысль
ü  Составлять тезисы, конспекты
ü  Составлять структурные и логические схемы
ü  Пересказывать текст устно, излагать письменно
ü  Действовать по алгоритму
ü  Создавать текст по заданной теме
2. Рассказ учителя о проекте предстоящего открытого урока.
Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят о его видения. Возможно следующее построение рассказа.
Актуальность проекта.
Уважаемые коллеги - гости! Вашему вниманию предлагается семинар по теме «Проектная технология открытого урока».В рамках семинара будет дан открытый урок в 9-м классе в курсе «История Отечества» при изучении темы «Гражданская война 1918 -1920 гг.». Урок, который должен выполнить задачи обобщения и закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках. Для нас с вами этот урок актуален по нескольким причинам.
Во – первых, рассмотрим содержательный аспект. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу «Кто не с нами, тот против нас».
Во – вторых, содержание данного урока и его место в теме, в курсе истории в целом представляют возможности для постановки и осуществления целей развития собственно образовательного процесса: познавательных, исследовательских.
В – третьих, важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 9 класса. Мне хотелось бы предъявить вам урок, где будет сделана попытка выстроить адекватную возрасту подростка систему учебных мотивов.
В – четвёртых, проект урока дидактически актуален. Мы сможем увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе анализа исторических документов, вести учебный диалог, развивать презентационные навыки - и всё это на достаточно объёмном материале.
Проблемное поле проекта.
Оно охватывает несколько блоков. Содержательная проблема урока в необходимости разрешения противоречия между обезличенными знаниями государственного стандарта о Гражданской войне в отечественно истории, которые должны быть усвоены всеми учащимися и соответственно предъявлены для контроля, и собственными результатами, выработанными теми же учащимися в самостоятельной деятельности и поэтому для каждого из них неповторимыми, личностными, приватными, не предназначенные часто для предъявления другим.
Дидактико – технологическая проблема урока – в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для всего класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока, и индивидуально – групповыми средствами обучения и воспитания, адресованными каждому ученику, позволяющими ему прийти к значимому для него лично результату, достижение которого можно лишь спрогнозировать с ой или иной степенью вероятности.
Исследовательская проблема урока в необходимости разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которой невозможно предметное преподавание, и вариативными образовательными технологиями, без которых невозможна реализация личностно – ориентированного подхода с его компетентностными результатами.
Работа учителя в этом проблемном поле позволила сформулировать название проекта: «Подготовка, проведение и рефлексия открытого урока в 9 классе по курсу отечественной истории, урока анализа и синтеза по теме «Гражданская война 1918 – 1920гг.».
Объектом проектирования выступает урок "Гражданская война - величайшая трагедия в истории России 20 века"
Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных (вероятностных) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Название, объект и предмет проектирования определили цели нашего открытого урока:
1. Цели педагогические:
2. Цели развития образовательного процесса:
Основная диагностическая цель: определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения темы
Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном уроке – определение результативности и эффективности дидактических и методических приёмов
Основная исследовательская цель: определение возможностей проектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.
3. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя.
Профессиональная цель состоит в оттачивании принципиально новых для нашей массовой школьной практики средств, приёмов и техник планирования и проведения уроков.
Сформулированная таким образом совокупность целей проекта позволяет представить суть проектного предложения и выдвинуть проектную гипотезу.
Суть проектного предложения имеет две составляющие: историческую и учебно – технологическую.
Замысел урока с позиции исторической (она в данном случае идентична учебно – воспитательной стороне урока) сводится к организации групповой работы учащихся с несколькими текстами. Они должны будут в процессе работы с историческими материалами, документами стать на позиции участников трагических событий истории. Затем, использовав накопленные ими знания о предшествующих событиях Гражданской войны, определить причины происходившего в 1918 – 1920гг. в судьбе страны, выработать собственную точку зрения, своё отношение к событиям истории.
С позиций учебно – технологической суть замысла урока состоит в применении к содержанию о Гражданской войне в соответствии с предметной программой по Отечественной истории технологии педагогической мастерской (предлагается характеристика .технологии).
Обоснование выбора оптимальной дидактической структуры урока.
Представление всех этапов уроков с временным режимом.
4. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока.
5. Проведение открытого урока.
6. Анализ открытого урока самим учителем.
ü  Осуществлено ли целеполагание и насколько успешно
ü  Насколько удачно название урока
ü  Качество проектирования урока
ü  Насколько активны учащиеся на уроке и какова природа этой активности
ü  В какой степени оптимальна дидактическая структура
ü  Уместность и качество опоры на внутрикурсовые связи
ü  Уместность и качество опоры на межпредметные связи
ü  Насколько разнообразны и уместны применённые методические приёмы
ü  Насколько умело и уместно применялись ТСО
ü  Осуществлено ли и насколько успешно подведение итога урока: содержательного, педагогического
ü  Насколько оптимально домашнее задание: по объёму, по связи с материалом урока, по степени разъяснения.
7. Анализ открытого урока директором или завучем школы.
8. Ответы учителя на вопросы гостей по проведённому открытому уроку.
9. Общая дискуссия.


10. Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий