четверг, 3 января 2019 г.

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию

Для успешной подготовки и сдачи экзамена по обществознанию, как и по другим предметам, требуется комплексная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.
Учителем – предметником разрабатывается и реализуется программа «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы, направленная на реализацию нового содержания обществоведческого образования.
Программа содержит 5 основных разделов: «Современное общество», «Человек среди людей», «Экономическая сфера общества», «Политика и право», «Духовная жизнь общества».
Программа является интегративой, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
На первых практических занятиях учащиеся знакомятся с особенностями ОГЭ по обществознанию, изучают кодификатор элементов содержания и спецификацию КИМо.
При решение заданий с выбором ответа (часть 1) особое внимание уделяется на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий.
При решение заданий с кратким ответом необходимо применение аналитических умений на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями (задание 16 – 18); выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми (задание 21 – 22).
Особое внимание необходимо уделить выполнению заданий 29 – 31, а именно работа с текстом, который предполагает творческий характер выполнения заданий, в отличие от тестов с одним вариантов выбора ответа.
Необходимо проведение диагностических работ (в сентябре – входящая диагностика, в январе – промежуточная, в мае – итоговая) с использованием готовых вариантов ОГЭ, что позволяет отследить динамику результативности в подготовке каждого учащегося к успешной сдачи экзамена.
Для протоколирования результатов таких диагностических работ можно применять Зачетные листы (лист успешности) по темам (из кодификатора и спецификации элементов содержания, проверяемых на ОГЭ-2017).
При подготовки и проведении уроков, на мой взгляд, необходимо придерживаться принципа оптимального сочетания инновационности и традиционности в образовании.
Нет современных и несовременных методов, а есть в каждом конкретном случае «здесь и сейчас»: уместные и неуместные, оптимальные и неоптимальные для данных учеников, для данного урока.
Обратимся к уроку развивающего контроля по теме «Политико – правовая сфера»
Целью урока является формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом.
На 1 этапе – мотивационном – учитель представляет результаты промежуточной диагностической работы учащихся.
Затем учащиеся высказывают своё мнение о наиболее сложных заданиях Части 2. Совместно с учителем обсуждаются вопросы:
1. Какие задания Части 2 наиболее сложные при выполнении? (предполагают творческий характер выполнения заданий, в отличие от тестов с одним вариантов выбора ответа)
2.   Почему выполнение заданий 29 - 31 вызывают наибольшую сложность для учащихся (необходимо не только опираться на текст, но и приводить собственные аргументы и примеры).
Учитель предлагает выступить в качестве экспертов по оцениванию заданий 29 – 31, придерживаясь требованиям к проведению экспертизы учащихся другого класса.
На 2 этапе урока - актуализации и пробного учебного действия - учащиеся зачитывают текст по теме «Народ – источник власти», обсуждают критерии оценивания заданий 29 – 31. Затем происходит оценивание «экспертом» выполненных работ согласно критериям с выставлением баллов по каждой работе.
На 3 этапе – локализация затруднений – в группах предлагается обсудить результаты проверки заданий по каждому заданию и сопоставить выставленные баллы с критериями оценивания каждым «экспертом».
На 4 этапе - рефлексии - учитель предлагает перевести количество выставленных баллов в отметку по принципу:
7 – 6 баллов = 5 (отлично)
5 – 4 балла = 4 (хорошо).
Учащиеся заполняют листы самооценки с выставлением отметок, так и себе в качестве «эксперта».
В заключение урока учитель проводит экспресс – опрос поднятием руки о выставленных отметках.

Повторно-обобщающий урок «Политико – правовая сфера»

Цель урока: формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Планируемые результаты:
1. Личностные: признание важности знания политико – правовой сферы в общественной и государственной жизни
2. Метапредметные:
·         познавательные: формирование общеучебного умения структурировать знания
·         регулятивные: формирование волевой саморегуляции, контроль и оценка результатов учебной деятельности
·         коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками
3. Предметные: адекватно воспринимать информацию о политико – правовой системе РФ, применяя основные обществоведческие термины и понятия при систематизации данных при выполнении части 2 (работа с текстом)
Тип урока: урок развивающего контроля
Форма урока: групповая
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная презентация
Этап
Деятельность учителя
Приёмы
Деятельность учащихся
УУД
1.      Этап мотивации к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренне готовности к реализации нормативных требований при выполнении Части 2 в КИМах
Музыкальная заставка «Учат в школе…»
Представление результатов пробного ОГЭ по обществознанию в 9 Б классе 2 часть (работа  с текстом):
Задание 26 (составление плана – Повышенный уровень) - 85 % выполняют на 2 балла
Задание 27, 28 (найти в тексте ответы – Базовый уровень) – 95% выполняют на 2 балла
Задание 29 (найти ответ в тексте и подтвердить примерами – Высокий уровень) – 44% выполняют на 3 балла
Задание 30 (анализ ситуации и её аргументация из текста – Повышенный уровень) – 53% выполняют на 2 балла
Задание 31 (выбрать точку зрения и подтвердить её собственными аргументами – Высокий уровень) – 38% набирают 2 балла
Исходя из анализа пробного ОГЭ, учитель предлагают обсудить ряд вопросов.

Учитель предлагает выступить в качестве экспертов по оцениванию заданий 29 – 31.

Работа с наглядными пособиями: сборники ОГЭ по обществознанию, критерии ответов Части 2;
Презентация с данными пробного ОГЭ по обществознанию










Презентация с требованиями к проведению экспертизы
Учащиеся высказывают своё мнение о наиболее сложных заданиях Части 2.
Обсуждение вопросов:
1.      Какие задания Части 2 наиболее сложные при выполнении? (предполагают творческий характер выполнения заданий, в отличии от тестов с одним вариантов выбора ответа)
2.      Почему выполнение заданий 29 - 31 вызывают наибольшую сложность для учащихся (необходимо не только опираться на текст, но и приводить собственные аргументы и примеры)












Требования к проведению экспертизы:
1. Изучить текст «Народ – источник власти» (приложение №1)
2. Изучить критерии оценивания для экспертов заданий 29-31 (приложение №2)
3. Оценить  работы по критериям, выполненные учащимися других ОУ (4 работы на каждого эксперта)
4. Перевести балльную систему оценивания в отметку по каждой работе.
Р, Л, П
2 (1). Этап актуализации и пробное учебное действие
Цель: организация работы с текстом и изучение соответствующих критериев оценивания заданий
Предлагается прочитать текст и обсудить критерии оценивания вопросов 29 - 31
Чтение с остановками. Разбор критериев
Учащиеся зачитывают текст по теме «Народ – источник власти».
Обсуждают критерии оценивания заданий 29 – 31.
П, К, Р
2 (2). Этап актуализации и пробное учебное действие
Цель: проведение самостоятельного оценивания Части 2 согласно принятым критериям
Предлагает проверить выполнение заданий Части 2:
 задания 29,30,31
Критериальное оценивание
Оценивание выполненных работ согласно критериям:
- совместное оценивание задания 29 с выставлением баллов по каждой работе;
- самостоятельное оценивание задания 30 с выставлением баллов по каждой работе;
- перед началом оценивания задания 31 обсудить с «экспертами», какие варианты ответов могут быть у учащихся; проведение оценивания задания 31; совместное обсуждение выставленных баллов.
Р, К, П
3.Локализация затруднений
Цель: выявление места и причины затруднений при выполнении проверки
Предлагает обсудить результаты проверки заданий по каждому заданию
Сопоставление выставленных баллов с критериями оценивания
Проведение самопроверки и совместное обсуждение затруднений во время проверки.
П,Р, Л
4. Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов учебной деятельности и выработка механизма контроль – коррекционной деятельности
Предлагает перевести количество выставленных баллов в отметку по принципу:
7 – 6 баллов = 5 (отлично)
5 – 4 балла = 4 (хорошо)

Учитель рассказывает восточную притчу «Иди вперёд»
Лист самооценки. Метод ранжирования.




Заполнение листов самооценки с выставлением оценок как учащимся, так и себе в качестве эксперта (приложение №3).
Проведение экспресс – опроса поднятием руки о выставленных отметках.
Р, К,Л



Приложение №1
Текст «Народ – источник власти»

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих – «народ» и «власть» - представляют собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяются как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
…Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашает государством народовластия, т.е. демократическим государством…
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или коронаций, использует её исключительно в своих собственных интересах.

29. А.Н.Радищев в работе «Опыт законодательства» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, едина, что употребитель народной власти издаёт законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа.
Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите три  положения текста, которые помогают ответить на этот вопрос.

30. В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластии в исторической и современной жизни России (приведите не менее двух примеров).

31. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на документ и историко – обществоведческие знания.
  
Приложение №2
Критерии оценивания для экспертов

29. А.Н.Радищев в работе «Опыт законодательства» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, едина, что употребитель народной власти издаёт законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа.
Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите три  положения текста, которые помогают ответить на этот вопрос.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Дан положительный ответ на вопрос.
Положения текста:
1. власть народа первоначальная
2. власть народа высшая, единая
3. закон не может назначить пути и предела соборному деянию народа

Дан ответ на вопрос и приведено три положения из текста
3
Дан ответ на вопрос и приведено два положения из текста
2
Дан ответ на вопрос и приведено одно положение, ИЛИ дан ответ, ИЛИ приведено одно положение
1
Ответ неверный ИЛИ отсутствует
0

30. В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластии в исторической и современной жизни России (приведите не менее двух примеров).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
В ответе должна быть названа Конституция РФ.
В качестве примеров могут быть названы референдумы:
1. О принятии Конституции 12 декабря 1993г.
2. О сохранении обновлённого СССР 17 марта 1991г.

Дан ответ на вопрос, приведено два примера
2
Дан ответ на вопрос Или приведён один пример
1
Ответ неверный ИЛИ отсутствует
0

31. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на документ и историко – обществоведческие знания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
1. Выражена точка зрения учащегося: выбрана та или иная точка зрения.
2. Приведены два аргумента, например:
В случае согласия с данной точкой зрения указано:
- государство должно создавать и поддерживать одинаковы для всех правила, создавая условия для самостоятельной деятельности граждан
- для реализации власти необходимо принуждать граждан выполнять решения правительства
- власть существовала даже в самых первых человеческих сообществах (власть старейшин).
В случае несогласия указано:
- граждане в состоянии самостоятельно обеспечивать взаимодействие с другими людьми
- крестьянская община в России строилась на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки друг друга

Приведены два аргумента
2
Приведён один аргумент
1
Ответ неверный ИЛИ отсутствует
0

Приложение №3
Лист самооценки

Критерии перевода
Оценка ученика
Оценка эксперта (самооценка)

Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

7 – 6 баллов =5 (отлично)





5 – 4 балла =4 (хорошо)








Лист самооценки

Критерии перевода
Оценка ученика
Оценка эксперта (самооценка)

Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

7 – 6 баллов =5 (отлично)





5 – 4 балла =4 (хорошо)







Лист самооценки

Критерии перевода
Оценка ученика
Оценка эксперта (самооценка)

Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

7 – 6 баллов =5 (отлично)





5 – 4 балла =4 (хорошо)







Лист самооценки

Критерии перевода
Оценка ученика
Оценка эксперта (самооценка)

Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

7 – 6 баллов =5 (отлично)





5 – 4 балла =4 (хорошо)