Для успешной
подготовки и сдачи экзамена по обществознанию, как и по другим предметам,
требуется комплексная работа, как со стороны учителя, так и со стороны
обучающихся.
Учителем –
предметником разрабатывается и реализуется программа «Подготовка к ОГЭ по
обществознанию» для 9 класса основной школы, направленная на реализацию нового
содержания обществоведческого образования.
Программа
содержит 5 основных разделов: «Современное общество», «Человек среди людей»,
«Экономическая сфера общества», «Политика и право», «Духовная жизнь общества».
Программа
является интегративой, т.е. включает знания различных общественных наук
(социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии,
этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной
форме.
На первых
практических занятиях учащиеся знакомятся с особенностями ОГЭ по
обществознанию, изучают кодификатор элементов содержания и спецификацию КИМо.
При решение заданий
с выбором ответа (часть 1) особое внимание уделяется на определение существенных
признаков ключевых обществоведческих понятий.
При решение
заданий с кратким ответом необходимо применение аналитических умений на
установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями (задание 16 – 18); выявление
структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с
родовыми (задание 21 – 22).
Особое внимание
необходимо уделить выполнению заданий 29 – 31, а именно работа с текстом,
который предполагает
творческий характер выполнения заданий, в отличие от тестов с одним вариантов
выбора ответа.
Необходимо
проведение диагностических работ (в сентябре – входящая диагностика, в январе –
промежуточная, в мае – итоговая) с использованием готовых вариантов ОГЭ, что
позволяет отследить динамику результативности в подготовке каждого учащегося к
успешной сдачи экзамена.
Для протоколирования
результатов таких диагностических работ можно применять Зачетные листы (лист
успешности) по темам (из кодификатора и спецификации элементов содержания,
проверяемых на ОГЭ-2017).
При подготовки и
проведении уроков, на мой взгляд, необходимо придерживаться принципа
оптимального сочетания инновационности и традиционности в образовании.
Нет современных
и несовременных методов, а есть в каждом конкретном случае «здесь и сейчас»:
уместные и неуместные, оптимальные и неоптимальные для данных учеников, для
данного урока.
Обратимся к
уроку развивающего контроля по теме «Политико – правовая сфера»
Целью урока
является формирование у учащихся способностей к согласованию критериев
оценивания заданий с развёрнутым ответом.
На 1 этапе –
мотивационном – учитель представляет результаты промежуточной диагностической
работы учащихся.
Затем учащиеся
высказывают своё мнение о наиболее сложных заданиях Части 2. Совместно с
учителем обсуждаются вопросы:
1. Какие задания
Части 2 наиболее сложные при выполнении? (предполагают творческий характер
выполнения заданий, в отличие от тестов с одним вариантов выбора ответа)
2. Почему выполнение заданий 29 - 31 вызывают
наибольшую сложность для учащихся (необходимо не только опираться на текст, но
и приводить собственные аргументы и примеры).
Учитель
предлагает выступить в качестве экспертов по оцениванию заданий 29 – 31,
придерживаясь требованиям к проведению экспертизы учащихся другого класса.
На 2 этапе урока
- актуализации и пробного учебного действия - учащиеся зачитывают текст по теме
«Народ – источник власти», обсуждают критерии оценивания заданий 29 – 31. Затем
происходит оценивание «экспертом» выполненных работ согласно критериям с
выставлением баллов по каждой работе.
На 3 этапе –
локализация затруднений – в группах предлагается обсудить результаты проверки
заданий по каждому заданию и сопоставить выставленные баллы с критериями
оценивания каждым «экспертом».
На 4 этапе -
рефлексии - учитель предлагает перевести количество выставленных баллов в
отметку по принципу:
7 – 6 баллов = 5
(отлично)
5 – 4 балла = 4
(хорошо).
Учащиеся заполняют
листы самооценки с выставлением отметок, так и себе в качестве «эксперта».
В
заключение урока учитель проводит экспресс – опрос поднятием руки о
выставленных отметках.
Повторно-обобщающий урок «Политико – правовая сфера»
Цель
урока: формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания
заданий с развёрнутым ответом.
Планируемые
результаты:
1.
Личностные: признание
важности знания политико – правовой сферы в общественной и
государственной жизни
2.
Метапредметные:
·
познавательные:
формирование общеучебного умения структурировать знания
·
регулятивные:
формирование волевой саморегуляции, контроль и оценка результатов учебной
деятельности
·
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками
3.
Предметные: адекватно воспринимать информацию о политико – правовой
системе РФ, применяя
основные обществоведческие термины и понятия при систематизации
данных при выполнении части 2 (работа с текстом)
Тип
урока: урок развивающего контроля
Форма
урока: групповая
Оборудование:
раздаточный материал, мультимедийная презентация
Этап
|
Деятельность учителя
|
Приёмы
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Этап мотивации к учебной деятельности
|
||||
Цель:
выработка на личностно значимом уровне внутренне готовности к реализации
нормативных требований при выполнении Части 2 в КИМах
|
Музыкальная заставка «Учат в школе…»
Представление
результатов пробного ОГЭ по обществознанию в 9 Б классе 2 часть (работа с текстом):
Задание
26
(составление плана – Повышенный уровень) - 85 % выполняют на 2 балла
Задание
27, 28 (найти
в тексте ответы – Базовый уровень) – 95% выполняют на 2 балла
Задание
29 (найти
ответ в тексте и подтвердить примерами – Высокий уровень) – 44% выполняют на
3 балла
Задание
30 (анализ
ситуации и её аргументация из текста – Повышенный уровень) – 53% выполняют на
2 балла
Задание
31 (выбрать
точку зрения и подтвердить её собственными аргументами – Высокий уровень) –
38% набирают 2 балла
Исходя
из анализа пробного ОГЭ, учитель предлагают обсудить ряд вопросов.
Учитель
предлагает выступить в качестве экспертов по оцениванию заданий 29 – 31.
|
Работа
с наглядными пособиями: сборники ОГЭ по обществознанию, критерии ответов
Части 2;
Презентация
с данными пробного ОГЭ по обществознанию
Презентация
с требованиями к проведению экспертизы
|
Учащиеся
высказывают своё мнение о наиболее сложных заданиях Части 2.
Обсуждение вопросов:
1.
Какие задания Части 2 наиболее сложные при
выполнении? (предполагают творческий
характер выполнения заданий, в отличии от тестов с одним вариантов выбора
ответа)
2.
Почему выполнение заданий 29 - 31 вызывают
наибольшую сложность для учащихся (необходимо
не только опираться на текст, но и приводить собственные аргументы и примеры)
Требования
к проведению экспертизы:
1.
Изучить текст «Народ – источник власти» (приложение №1)
2.
Изучить критерии оценивания для экспертов заданий 29-31 (приложение №2)
3.
Оценить работы по критериям,
выполненные учащимися других ОУ (4 работы на каждого эксперта)
4.
Перевести балльную систему оценивания в отметку по каждой работе.
|
Р,
Л, П
|
2 (1). Этап актуализации и пробное учебное
действие
|
||||
Цель:
организация работы с текстом и изучение соответствующих критериев оценивания
заданий
|
Предлагается
прочитать текст и обсудить критерии оценивания вопросов 29 - 31
|
Чтение
с остановками. Разбор критериев
|
Учащиеся
зачитывают текст по теме «Народ – источник власти».
Обсуждают
критерии оценивания заданий 29 – 31.
|
П,
К, Р
|
2 (2). Этап актуализации и пробное учебное
действие
|
||||
Цель:
проведение самостоятельного оценивания Части 2 согласно принятым критериям
|
Предлагает
проверить выполнение заданий Части 2:
задания 29,30,31
|
Критериальное
оценивание
|
Оценивание
выполненных работ согласно критериям:
-
совместное оценивание задания 29 с
выставлением баллов по каждой работе;
-
самостоятельное оценивание задания 30
с выставлением баллов по каждой работе;
-
перед началом оценивания задания 31
обсудить с «экспертами», какие варианты ответов могут быть у учащихся;
проведение оценивания задания 31; совместное обсуждение выставленных баллов.
|
Р,
К, П
|
3.Локализация затруднений
|
||||
Цель:
выявление места и причины затруднений при выполнении проверки
|
Предлагает
обсудить результаты проверки заданий по каждому заданию
|
Сопоставление
выставленных баллов с критериями оценивания
|
Проведение
самопроверки и совместное обсуждение затруднений во время проверки.
|
П,Р,
Л
|
4. Рефлексия
учебной деятельности
|
||||
Цель:
самооценка результатов учебной деятельности и выработка механизма контроль –
коррекционной деятельности
|
Предлагает
перевести количество выставленных баллов в отметку по принципу:
7
– 6 баллов = 5 (отлично)
5
– 4 балла = 4 (хорошо)
Учитель рассказывает восточную притчу «Иди вперёд»
|
Лист
самооценки. Метод ранжирования.
|
Заполнение
листов самооценки с выставлением оценок как учащимся, так и себе в качестве
эксперта (приложение №3).
Проведение
экспресс – опроса поднятием руки о выставленных отметках.
|
Р,
К,Л
|
Приложение №1
Текст
«Народ – источник власти»
Если обратиться
к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих – «народ» и
«власть» - представляют собой сложное явление. С юридической точки зрения
понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяются как
принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть –
явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и
существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления,
обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
…Конституция РФ,
принятая в ходе референдума 12 декабря 1993г., закрепляет в статье 3 положение
о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия
провозглашает государством народовластия, т.е. демократическим государством…
Признание народа
в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного
суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных
социальных сил или коронаций, использует её исключительно в своих собственных
интересах.
29. А.Н.Радищев в работе «Опыт
законодательства» пишет, что соборная народная власть есть власть
первоначальная, а потому высшая, едина, что употребитель народной власти издаёт
законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному
деянию народа.
Можно ли
сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите
три положения текста, которые помогают
ответить на этот вопрос.
30. В каком юридическом документе отражено
наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления
народовластии в исторической и современной жизни России (приведите не менее
двух примеров).
31. Возможна ли власть без принуждения?
Обоснуйте своё мнение, опираясь на документ и историко – обществоведческие
знания.
Приложение №2
Критерии
оценивания для экспертов
29. А.Н.Радищев в работе «Опыт
законодательства» пишет, что соборная народная власть есть власть
первоначальная, а потому высшая, едина, что употребитель народной власти издаёт
законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному
деянию народа.
Можно ли
сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите
три положения текста, которые помогают
ответить на этот вопрос.
Содержание
верного ответа и указания по оцениванию
|
Баллы
|
Дан
положительный ответ на вопрос.
Положения
текста:
1. власть
народа первоначальная
2. власть
народа высшая, единая
3. закон не
может назначить пути и предела соборному деянию народа
|
|
Дан ответ на
вопрос и приведено три положения из текста
|
3
|
Дан ответ на
вопрос и приведено два положения из текста
|
2
|
Дан ответ на
вопрос и приведено одно положение, ИЛИ дан ответ, ИЛИ приведено одно
положение
|
1
|
Ответ неверный
ИЛИ отсутствует
|
0
|
30. В каком юридическом документе отражено
наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления
народовластии в исторической и современной жизни России (приведите не менее
двух примеров).
Содержание
верного ответа и указания по оцениванию
|
Баллы
|
В ответе
должна быть названа Конституция РФ.
В качестве
примеров могут быть названы референдумы:
1. О принятии
Конституции 12 декабря 1993г.
2. О
сохранении обновлённого СССР 17 марта 1991г.
|
|
Дан ответ на
вопрос, приведено два примера
|
2
|
Дан ответ на
вопрос Или приведён один пример
|
1
|
Ответ неверный
ИЛИ отсутствует
|
0
|
31. Возможна ли власть без принуждения?
Обоснуйте своё мнение, опираясь на документ и историко – обществоведческие
знания.
Содержание
верного ответа и указания по оцениванию
|
Баллы
|
1. Выражена
точка зрения учащегося: выбрана та или иная точка зрения.
2. Приведены
два аргумента, например:
В случае
согласия с данной точкой зрения указано:
- государство
должно создавать и поддерживать одинаковы для всех правила, создавая условия
для самостоятельной деятельности граждан
- для
реализации власти необходимо принуждать граждан выполнять решения
правительства
- власть
существовала даже в самых первых человеческих сообществах (власть старейшин).
В случае
несогласия указано:
- граждане в
состоянии самостоятельно обеспечивать взаимодействие с другими людьми
- крестьянская
община в России строилась на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки друг
друга
|
|
Приведены два
аргумента
|
2
|
Приведён один
аргумент
|
1
|
Ответ неверный
ИЛИ отсутствует
|
0
|
Приложение №3
Лист самооценки
Критерии перевода
|
Оценка ученика
|
Оценка эксперта (самооценка)
|
|||
Ученик 1
|
Ученик 2
|
Ученик
3
|
Ученик 4
|
||
7 – 6 баллов =5 (отлично)
|
|||||
5 – 4 балла =4 (хорошо)
|
Лист самооценки
Критерии перевода
|
Оценка ученика
|
Оценка эксперта (самооценка)
|
|||
Ученик 1
|
Ученик 2
|
Ученик
3
|
Ученик 4
|
||
7 – 6 баллов =5 (отлично)
|
|||||
5 – 4 балла =4 (хорошо)
|
Лист самооценки
Критерии перевода
|
Оценка ученика
|
Оценка эксперта (самооценка)
|
|||
Ученик 1
|
Ученик 2
|
Ученик
3
|
Ученик 4
|
||
7 – 6 баллов =5 (отлично)
|
|||||
5 – 4 балла =4 (хорошо)
|
Лист самооценки
Критерии перевода
|
Оценка ученика
|
Оценка эксперта (самооценка)
|
|||
Ученик 1
|
Ученик 2
|
Ученик
3
|
Ученик 4
|
||
7 – 6 баллов =5 (отлично)
|
|||||
5 – 4 балла =4 (хорошо)
|