суббота, 2 февраля 2019 г.

Особенности организации реферативной и учебно – исследовательской деятельности обучающихся


Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с обучающимися протекает неоднозначно.
Перечислим наиболее типичные проблемы, возникающие при организации учебно – исследовательской деятельности:
ü замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
ü непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.
Для выявления отличий исследования от реферата лучше всего обратиться к этимологии обозначающих их слов.
Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т.е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.
Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.
Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая деятельность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределённой ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления.
Первый параметр – «поисковая активность» выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой деятельности предопределено как биологически, так и под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включённость – необходимые составляющие исследовательского поведения.
В роли этого механизма осуществления поисковой деятельности (исследовательского поведения) выступает мышление. Наиболее продуктивно, в данном случае, оказывается деление мышления на конвергентное и дивергентное. Оба эти вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределённости.
Характеристиками дивергентного мышления является продуктивность, оригинальность гибкость мышления, способность к разработке идей. Это требуется на этапе выявления проблем и на этапе поиска возможных вариантов решения (гипотез).
Конвергентное мышление связано со способностью к анализу и синтезу, поэтому принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуаций, на этапах суждений и умозаключений. Оно выступает важнейшим условием успешной разработки объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии.
Таким образом, для успешного осуществления требуется наличие у субъекта исследовательских способностей, которые необходимо рассматривать как комплекс трёх ранее перечисленных составляющих: поисковая активность, дивергентное мышление и конвергентное мышление.
Следующая необходимая дифференциация касается уточнения понятия «учебно-исследовательская деятельность».
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска.
Список литературы:
1.       Введение в психологическое исследование: принципы построения программы//Школьные технологии, 2007, №1
2.       Модель исследовательского урока//Исследовательская работа школьников, 2008, №4.
3.       Педагогические основы исследовательского обучения школьников//Школьные технологии 2008, №1.
4.       Экспертная оценка учебно – исследовательской культуры школьников//Исследовательская работа школьников, 2008, №1.