воскресенье, 14 апреля 2019 г.

Рабочая дополнительная программа "Загадки истории" для 5 класса


Пояснительная записка

Рабочая  дополнительная  общеразвивающая  программа  «Загадки истории» социально-педагогической направленности предназначена для развития критического  мышления  учащихся,  кругозора,  формирования  исследовательских умений и направлена на привитие их интереса учащихся к истории.
В систематическом курсе истории, в курсе «Истории Древнего мира» происходит упоминание материала вспомогательных исторических дисциплин в конкретном историческом контексте (например, календарь древних египтян, индийцев, греков, римлян; самоназвания народов; их денежные единицы и т.д.). Возможности курсов истории позволяют остановиться лишь на решении специальных познавательных задач по хронологии, знания по другим вспомогательным дисциплинам глубоко не рассматриваются. С помощью вспомогательных исторических дисциплин прошлое человечества предстанет в более многогранном, увлекательном свете. Материал вспомогательных исторических дисциплин поможет формированию аналитических умений, творческих способностей учащихся.
Предметом изучения учащихся на занятиях курса являются вспомогательные исторические дисциплины, к числу которых относятся: палеография, метрология, сфрагистика, нумизматика, геральдика, хронология, генеалогия, ономастика и др.
В основу программы курса положена программа и методические рекомендации к пропедевтическому курсу истории Стреловой О.Ю. «Науки – помощницы истории». Общим объем занятий - 30 часов в год.  Программа предназначена для учащихся 11-12 лет, сроком реализации 1 год.
Содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по истории и дает возможность познакомиться учащимся с интересными,  нестандартными вопросами.
Предметом исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы, определяются характером материала письменного источника, содержащего информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, хроника, мемуары, летопись).
Объектом исследования палеографии являются рукописные источники и связанные сними графика букв, материал для письма. Хронология исследует различные системы счисления времени, календари. Метрология исследует существующие в разные периоды истории меры длины, веса, объема, их соотношения с современной системой мер. Объектом изучения сфрагистики являются печати, а геральдики – гербы. Нумизматика изучает монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю.
Знакомство учащихся с этими дисциплинами расширяет кругозор, открывает широкое поле для познания, помогая ребятам убедиться в том, что история вокруг них, развивает навыки работы с дополнительной литературой, в конечном итоге это будет способствовать развитию интереса к истории как науке и предмету. Использование в качестве примеров сказок, пословиц, поговорок, загадок, фрагментов литературных произведений сделают материал вспомогательных дисциплин более привлекательным и интересным.
Данная программа вырабатывает навыки работы с источниками исторической информации, что является одной из главных целей и требований государственного образовательного стандарта. В ходе ведения курса «Загадки истории» предусмотрено выявление проблемных моментов и пробелов в освоении исторического материала, их устранение.

Цель данного курса - углубление подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами, работой с картами и другими историческими источниками.

Основные задачи курса:
-расширить знания по истории, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
-повысить уровень логического мышления учащихся;
-развивать умение самостоятельно извлекать информацию из исторического источника, применять её для решения познавательных задач;
-способствовать развитию речи учащихся.

Курс носит практико-ориентированный характер. Основные формы организации работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, парная. В ходе курса применяются различные приёмы для активизации памяти и запоминания важнейшей информации.
Система оценивания: по итогам изучения курса будет проведена защита проектов, участники получат сертификаты, победители будут награждены дипломами.

Планируемые результаты освоения учащимися 5  класса
дополнительной общеразвивающей программы
«Загадки истории»
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Ученик научится:
- применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
- датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
-  читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;
- давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя дополнительные источники информации.
Ученик получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сравнивать различные исторические источники;
- применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Ученик научится:
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
Ученик научится:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать суждения о значении и роли исторического источника в изучении истории.

Содержание курса
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Из истории развития вспомогательных дисциплин
1
2
Хронология
2
3
Метрология
3
4
Нумизматика
4
5
Сфрагистика
2
6
Геральдика
5
7
Историческая ономастика
5
8
Генеалогия
5
9
Палеография
2
10
Защита проектов
1

1. Из истории развития вспомогательных дисциплин.
Понятие вспомогательных исторических дисциплин, виды, их роль в изучении истории, объекты исследования. История развития вспомогательных дисциплин.
2. Хронология.
Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление.
Определение дней недели по формулам, високосного года. Установление дат по праздникам церковного календаря. Лунный цикл.
3. Метрология.
Меры длины: древнейшие меры длины, связанные с частями человеческого тела, с предметами быта. Унификация мер длины в XVI-XVII вв. Меры объема и веса: их связь с бытовыми предметами, удобства и несовершенство. Старинные меры в русских пословицах и поговорках, сказках и литературных произведениях.
Решение задач по нахождению площади или веса с использованием различных метрических систем (измерить в вершках, локтях, пядях предметы классной комнаты). Зашифровать в ребусах меры веса, длины и объема.
4. Нумизматика.
Монеты, легенда, деньги, аверс, реверс, гурт. Древнейшие русские монеты. Русская монетная система XVI- XIX вв., ее унификация. Монеты СССР и России. Старинные названия монет в русских пословицах и поговорках. Решение задач по нумизматике. Знакомство с нумизматическими коллекциями учащихся и учителя.
5. Сфрагистика.
Печати Древнерусского государства. Княжеские печати. Церковные печати. Печати Русского государства XIV-XVII века. Печати Российской империи. Печати в XX – начала XXI веках. Печать школы, класса, семьи.
6. Геральдика.
Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Дворянские гербы. Гербы губерний и городов. Гербы XXXXI века. Герб Хакасии, Абакана. Рисунки геральдических символов.
7. Историческая ономастика.
Историческая топонимика. Этнонимика. Антропонимика. Сбор сведений о происхождении названий населенных пунктов, рек, гор Хакасии.
8. Генеалогия.
Генеалогия династий русских правителей. Генеалогия русского дворянства. Интерес к своим родословным и их составление великими людьми (Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. и др.). Великокняжеские и царские родословные. Происхождение знаменитых русских фамилий, а также фамилий членов курса, происхождение и значение.
9. Палеография.
Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материал для письма. Графика письма в разные периоды. Украшение рукописей. Книжное письмо. Тайнопись. Орудия письма. Системы тайнописи: «чуждые письмена», «тарабарское письмо», цифровая система. Создание собственного тайного письма.
Список литературы:
1.      Веселовский С.Б. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.- М.: Наука, 1974.
2.      Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология.- М.: Наука, 1973.
3.      Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. Книга для учащихся и студентов. - М.: Просвещение, 1994.
4.      Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. – Новосибирск: ВО Наука,1993.
5.      Стрелова О.Ю. Науки - помощницы истории. Программа и методические рекомендации к пропедевтическому курсу истории. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1995.
6.      Суперанская З.Е. Имя через века и страницы. – М.: Наука, 1990.
7.      Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. - М.: Педагогика, 1990.