Профессиональные конкурсы педагогов


Всероссийский конкурс научных и методических статей "Наука и образование: развитие и социализация личности в семье и школе" 
(1 место). Июль 2021.

Всероссийский с международным участием конкурс «Современное образование: инновационные подходы» на приз научно-методического журнала «Наука и образование: новое время» (1 место). Февраль, 2020.



Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» // Российский химико - технологический университет имени Д.И. Менделеева, некоммерческая организация «Благотворительный фонд наследия Менделеева», «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, редакция журнала «Вестник образования России»(1 место, награждена медалью за «За службу образованию»(за успехи в деле образования подрастающего поколения»). Декабрь 2019




Всероссийский профессиональный педагогическийконкурс, номинация «Методическая разработка»//АНО «НОЦ педагогических проектов,Педагогическая академия современного образования»

(1 место, февраль 2019)


Всероссийский профессиональный педагогический конкурс, номинация «Лучший сайт (блог)»//АНО «НОЦ педагогических проектов, Педагогическая академия современного образования»
(1 место, март 2019)


Разработка урока: «Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории»



Тип урока: урок анализа и синтеза

Форма урока: групповое занятие

Вид урока: обобщающий урок

Методы: проблемного обучения, обобщения исторических знаний
Технология: педагогическая мастерская
Возрастная группа: учащиеся 10 класса
Время проведения занятия: 2 часа

Цели урока:
1. Образовательная: определить особенности в общественном движении в XIX веке, проследить результативность основных направлений общественного движения в соответствии с изменившейся политической ситуацией;
2. Развивающая: дальнейшее развитие умений учащихся работать с различными источниками информации, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать информацию, умение аргументированно доказывать своё мнение;
3. Воспитательная: способствовать формированию личностной оценки значимости общественного движения для России, воспитание чувства любви и уважения к истории Отечества.

Основные понятия: консерватизм, либерализм, народничество, «хождение в народ», революционный террор.

Проблемная задача урока - какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.

Предварительная работа: Класс разделён на шесть групп по 4 - 5 человек. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.

Ресурсы:
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов; под общ.ред.чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова - М.: Русское слово, 2011.
2. Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилова, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2014.;
3. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России. XVII-XIX века. (ч. 2). 10 класс / Г.И. Старобинская. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
4. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век: 8 класс.: Кн.для учителя/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2014;
5. http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники).

План (этапы) урока:
I этап урока:
Индуктор (мотивация). Учитель предлагает учащимся обсудить проблемы, которые существуют в современной России и проблемы российского общества  XIX века.
Постановка учителем основной проблемной задачи урока: какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.
2. Творческое задание группам: характеристика теоретических взглядов представителей общественного движения XIX века.
3. Работа с источниками информации.
4. Социализация - представление группами результатов своей работы. Использование мультимедийной презентации при рассмотрении теоретических взглядов представителей общественного движения XIX века.
5. Промежуточная рефлексия – вопросы к группам.
6. Постановка нового проблемного задания: дать характеристику практической деятельности представителей общественного движения второй половины XIX века.
II этап урока:
1 Обращение к новой информации.
2. Выполнение творческого задания: характеристика практической деятельности представителей общественного движения.
3. Социализация - представление группами результатов своей работы. Использование мультимедийной презентации при рассмотрении практической деятельности участников общественного движения.
4. Общая рефлексия. Решение основной проблемной задачи урока.
5. Подведение итогов: объявление домашнего задания, сбор рабочих листов учащихся.

Ход урока:
I этап урока
1. Индуктор (мотивация).
Обращение учителя: мы живём в России XXI века. Российское общество сегодня волнуют определённые проблемы, требуется решение сложных, затрагивающих многие слои населения вопросов. Назовите, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы.
(Возможные варианты ответов учеников: низкий уровень жизни по сравнению со странами Запада, коррупция чиновников, трудоустройство молодёжи).
- Перенесёмся из XXI века в XIX век. Предположите, какие проблемы вызывали острый интерес, будоражили общественное мнение?
(Возможные варианты ответов учеников: крестьянский вопрос, права и свободы граждан, вопрос о власти).
- А вот как писал о судьбе России русский поэт Ф. Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
- Какова позиция автора по вопросу развития России?
(Возможные варианты ответов учеников: скорее всего поэта можно отнести к славянофилам или консерваторам).
Учитель озвучивает тему урока: «Характер общественного движения XIX – начала XX века и оценка его роли в истории»:
- Представители разных политических течений: консерваторы, либералы, народничество по - разному отвечали на эти сложные вопросы.
- Проблемная задача урока - какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.
Для этого нам предстоит, работая в составе учебных групп, выполнить задания в рабочих листах, используя для этого уже имеющиеся знания, а также предложенные источники информации (приложение №1).
2. Творческое задание. Учащимся предлагается на основе анализа различных источников дать характеристику теоретическим взглядам консерваторов, либералов и народничества по вопросам:
- крупнейшие теоретики движения;
- лидеры движения;
- социальная основа;
- программа движения.
Первой группе предлагается дать характеристику теоретическим взглядам консерваторов,
второй группе - западникам, направлению в либеральном движении,
третьей группе - славянофилам, направлению в либеральном движении,
четвёртой группе – бунтарскому направлению в народничестве,
пятой группе – заговорщическому направлению в народничестве,
шестой группе – пропагандистскому направлению в народничестве.
Характеристику необходимо представить в форме заполненной таблицы:
Вопросы для сравнения
консерваторы
западники
славянофилы
бунтари (анархисты)
заговорщики
пропагандисты
крупнейшие теоретики движения






лидеры движения






социальная основа






программа движения







3. Работа с материалами. Учащиеся 1 группы работают с материалами учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграфы №13, 25. Так же предложен к изучению документ «Пропаганда теории «официальной народности» С. Шевырёвым» (приложение №2).
Учащиеся 2 и 3 группы работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграф №18; так же анализируют документ: «А.И. Герцен «О спорах западников и славянофилов» (приложение №3).
Учащиеся 4 - 6 группы работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграфы №18, 23. Так же группам предложен к изучению документ: «А.И.Герцен «Россия (о русской общине)» (приложение №4).
4 группе предлагается проанализировать документ «Прибавление «А» к книге М. А. Бакунина. «Государственность и анархия» (приложение №5),
5 группе - документ «Ткачёв о ближайших целях революции» (приложение №6),
6 группе - документ «Фрагменты из статьи П. Л. Лаврова «Вперед! - наша программа», написанной для 1-го тома журнала «Вперед» в августе 1873 г.» (приложение №7).

Так же вниманию учащихся может быть предложен фрагмент «Белинский против славянофилов и западников» из курса «История русской философии» https://www.youtube.com/watch?v=0pkQeVh3nFY
Второй вариант работы с материалами (при недостатке учебного времени) – взять за основу анализ документов и фрагмент «Белинский против славянофилов и западников» из курса «История русской философии»).
4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
Возможные варианты ответов учеников:
1 группа (консерваторы):
- крупнейшие теоретики движения: С.С.Уваров, М.П.Погодин
- лидеры движения: М.Н.Катков, П.А.Шувалов
- социальная основа: привилегированная часть дворянства, государственные чиновники, крупноземельные помещики
- программа движения: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления
Таким образом, консерватизм - общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества.

2 группа (западники):
- крупнейшие теоретики движения: Б.Н.Чичерин, Т. Н. Грановский
- лидеры движения: Т.Н.Грановский, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьёв
- социальная основа: интеллигенция, часть передового дворянства
- программа движения: Россия часть европейской цивилизации, европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти, поэтому необходимо побудить самодержца к проведению либеральных реформ. Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии
Таким образом, западничество – направление в либеральном общественно – политическом движении, основанное на понимание того, что Россия является частью мировой цивилизации и развивается по её законам.

3 группа (славянофилы):
- крупнейшие теоретики движения: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин
- лидеры движения: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, К.С.и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские
- социальная основа: интеллигенция, часть передового дворянства
- программа движения: уникальность исторического пути России состоит в наличие сословного строя, сельской общины. Отрицали необходимость ведения представительных учреждений европейского образца. «Власть – царю, мнение – народу».
Таким образом, славянофилы – это представители в либеральном общественно – политическом движении, определяющие специфические особенности России, уникальность её культурной и политической жизни.

4 группа (анархисты):
- крупнейшие теоретики движения А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский
- лидеры движения: М. А. Бакунин
- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды
- программа движения: отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области). Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции. Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция - «умственный пролетариат».
Таким образом, анархизм – это направление в народничестве, выступающее за уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

5 группа (заговорщики):
-крупнейшие теоретики движения: А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский
- лидеры движения: П.Н.Ткачёв
- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды
- программа движения: крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу.
Таким образом, заговорщическое направление в народничестве считало необходимым установление всеобщего равенства, замены старых государственных институтов новыми, революционными.

6 группа (пропагандисты):
- крупнейшие теоретики движения: А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский
- лидеры движения: П.Л.Лавров
- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды
- программа движения: народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил.
Таким образом, пропагандистское направление в народничестве основной целью определяло установление справедливого социалистического общества.

5. Промежуточная рефлексия
Вопросы 1 группе:
- Как вы думаете, почему взгляды консерваторов не находили широкой поддержки в российском обществе?
- В чем обвиняли консерваторы либералов?
Вопросы 2 и 3 группам:
- Что объединяло западников и славянофилов?
- Почему и западников, и славянофилов считают представителями либерального направления в общественном движении?
Вопросы 4 – 6 группам:
- В чём причины роста радикальных настроений в обществе после отмены крепостного права?
- Что объединяло представителей трёх направлений в народничестве?
- Чем был вызван раскол среди народников?
6. Постановка проблемного задания: дать характеристику практической деятельности представителей общественного движения второй половины XIX века.

II этап урока
1. Обращение к новой информации.
Учащиеся 1 группы (консерваторы) работают с материалами учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграф №35.
Учащиеся 2 и 3 группы (либеральное направление) работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграф №18; учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграф №25.
Учащиеся 4 - 6 группы (народничество) работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграфы №23 – 24; документы «Из воспоминаний С.Ф. Ковалика о «хождении в народ» (приложение №8); «Г.Плеханов. Социализм и политическая борьба» (приложение 9).
Учащимся можно предложить рассмотреть репродукции картин И. Репина «Арест пропагандиста», «Не ждали» и предложить ответить на вопросы:
- Почему в окружение арестанта – сплошь крестьяне, главными героями являются сам пропагандист и стоящий спиной условный «деревенский староста»;
- Как и почему у художника возвращение домой из заключения народовольца, событие по умолчанию плановое, оказалось связанным с неожиданностью?
2. Выполнение творческого задания. Заполнение группами в таблице графы «Практическая деятельность»:

Вопросы для сравнения
консерваторы
западники
славянофилы
бунтари (анархисты)
заговорщики
пропагандисты
крупнейшие теоретики движения






лидеры движения






социальная основа






программа движения






практическая деятельность







3. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные ответы учащихся.
Возможные варианты ответов учеников:
2 -  3 группы (либералы):
1862 год – Тверской адрес, раскол в либеральном движении;
1866 год – основание журнала «Вестник Европы»
70-80гг – начало земского движения (Д.И.Шаховский, И.И.Петрункевич)
80-90гг. – теория «незаметного служения», практика «малых дел» (В.О.Ключевский, Н.И.Киреев)

4 – 6 группы (народники):
1863 – 1866гг. – деятельность организации Н.А.Ишутина – И.А.Худякова
1864, 1876 гг. – образование организации «Земля и воля»
1874 год – «хождение в народ»
1879 год – раскол организации «Земля и воля» на «Чёрный передел» (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич) и «Народную волю» (А.Д.Михайлов, А.И.Желябов, С.Л.Перовская)
1866 – 1881гг. – серия террористических актов: 1866 – выстрел Д.В.Каракозова, 1869г.- дело С.Г.Нечаева, 1878г. – выстрел В.Засулич
1881 год – убийство Александра II
1883 год – основание группы «Освобождение туда» в Женеве руководителем организации «Чёрный передел» Г.В. Плехановым.

1 группа (консерваторы):
1881 год – Высочайший манифест «О незыблемости самодержавия»
1884 год – новый Устав университета
1887 год – Указ «о кухаркиных детях»
1890 год – Положение о губернских и уездных земских учреждениях

4. Общая рефлексия. Какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века и почему:
- В чём причина слабости либерального движения?
- Можно объяснить начало распространение идей марксизма с кризисом народничества?
- Какие либеральные реформы 60-70гг. подверглись корректировке в правление Александра III?
- Как можно оценить позиции консерваторов после убийства Александра II?
Возможные варианты ответов учеников:
- После реформы 1861 года происходит рост либерального движения в России. Но либерализм не стал ведущей политической силой по разным причинам: незначительная социальная опора, не удалость выработать общую программу и добиться единства действий.
- Консерваторы в России во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Они стремились не закрепить изменения в стране, а пересмотреть многие из них. Консерваторы не имели широкой поддержки в обществе, но после убийства Александра II позиция консерваторов усилилась, многие идеи которых легли в основу правительственной политики.
- В революционном движении ослабло влияние народников, фактически все народнические организации были разгромлены. Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной и стали искать новые теории, на основе которых можно было продолжить революционную борьбу. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, стал Г.В.Плеханов. В 1883 году Плеханов объединил единомышленников – В.И.Засулич, В.Н.Игнатова в группу «Освобождение труда».

5. Подведение итогов:
- обратимся ещё раз к стихам русского поэта Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
- Можно ли назвать поэта патриотом?
(Возможные варианты ответов учащихся: да, потому что поэт переживает за судьбу Отечества, определяя особенность пути её развития).
- сбор рабочих листов
- объявление домашнего задания.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

1. «В конце XIX в. в России были серьёзные политические проблемы, её политическое развитие было нестабильным».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

2. «Взгляды западников и славянофилов во многом были схожи».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

3. «Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...









Приложение 1

Рабочий лист группы №___________________________________________

Состав группы:

Основные требования к работе на уроке:
1.                                                Письменно оформлять ответы в форме таблицы на рабочих листах.
2.                                                В конце урока рабочие листы с заполненной таблицей необходимо сдать:
Вопросы для сравнения
консерваторы
западники
славянофилы
бунтари (анархисты)
заговорщики
пропагандисты
крупнейшие теоретики движения






лидеры движения






социальная основа






программа движения






практическая деятельность








Приложение 2
Пропаганда теории «официальной народности» С. Шевыревым
...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с тем отпустила нас в опасную дорогу Запада...
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственногомогущества....
Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. В этом чувстве таится причина нашей нерешимости продолжать литературное развитие с изнемогающим Западом; в этом чувстве мощная преграда всем его искушениям; об это чувство разбиваются все частные бесплодные усилия наших соотечественников привить к нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу….
Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж царского совета (Министр народного просвещения С. С. Уваров), которому вверены поколения образующиеся, давно уже выразил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа...
С. Шевырев. Взгляд русского на современное образование Европы,-«Москвитянин». 1841, № 1, стр. 292-296.

Приложение 3
А. И. Герцен в спорах западников со славянофилами
...Возвратившись из Новгорода в Москву, я застал оба стана на барьере. Славяне были в полном боевом порядке, с своей легкой кавалерией под начальством Хомякова и чрезвычайно тяжелой пехотой Шевырева и Погодина, с своими застрельщиками, охотниками, ультраякобинцами, отвергавшими все бывшее после киевского периода, и умеренными жирондистами, отвергавшими только петербургский период…
Война наша сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще, Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни.
В лице Грановского московское общество приветствовало рвущуюся к свободе мысль Запада, мысль умственной независимости и борьбы за нее. В лице славянофилов оно протестовало против оскорбленного чувства народности бироновским высокомерием петербургского правительства.
Ильей Муромцем, разившим всех, со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков, «Горгиас, совопросник мира сего», по выражению полуповрежденного Морошкина.
Константин Аксаков не смеялся, как Хомяков. Вся жизнь его была безусловным протестом против петровской Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни русского народа. Его диалектика уступала диалектике Хомякова, он не был поэт-мыслитель, как И. Киреевский, но он за свою веру пошел бы на площадь, пошел бы на плаху, а когда это чувствуется за словами, они становятся страшно убедительны. Он в начале сороковых годов проповедовал сельскую общину, мир и артель.
У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы - за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно.
А. И. Герцен. Былое и думы.- Собрание сочинений в 30 томах, т. IX, стр. 152-153,156-158, 159

Приложение 4
А. И. Герцен. Россия (о русской общине)
Русская сельская община существует с незапамятного времени, и довольно схожие формы ее можно найти у всех славянских племен. Там, где ее нет, - она пала под германским влиянием. У сербов, болгар и черногорцев она сохранилась в еще более чистом виде, чем в России. Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел.
Ее экономический принцип - полная противоположность знаменитому положению Мальтюса: она предоставляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может да и не имеет надобности передавать ее по наследству.
Каждый из владеющих землею в общине, то есть каждый совершеннолетний и обложенный податью, имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и раскладке податей.
Староста обладает большой властью в отношении каждого члена в отдельности, но не над всей общиной; если община хоть сколько-нибудь единодушна, она может очень легко уравновесить власть старосты, принудить его даже отказаться от своей должности, если он не хочет подчиняться ее воле. Круг его деятельности ограничивается, впрочем, исключительно административной областью; все вопросы, выходящие за пределы чисто полицейского характера, разрешаются либо в соответствии с действующими обычаями, либо советом стариков, либо, наконец, мирским сходом.
А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. 6, М., Изд-во АН СССР. 1955, стр. 200-203, 204-206, 220.

Приложение 5
Прибавление «А» к книге М. А. Бакунина. «Государственность и анархия» (в сокращении)
В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать, как на необходимые условия социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и рабством примерным. Страданиям его нет числа, и переносит он их не терпеливо, а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами: бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающими поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов.
Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, - это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству.
Вот три главные черты, которые лежат в основании русского народного идеала... Однако русский народный идеал омрачен тремя другими чертами, которые искажают его характер и чрезвычайно затрудняют и замедляют осуществление его, чертами, против которых поэтому мы всеми силами должны бороться и против которых борьба тем возможнее, что она уже существует в самом народе.
Эти три затемняющие черты: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя...
Государство окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом. Под его гнетом само общинное избирательство стало обманом, а лица, временно избираемые самим народом: головы, старосты, десятские, старшины - превратились, с одной стороны, в орудия власти, а с другой, в подкупленных слуг богатых мужиков-кулаков.
Другой путь боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.
Народ наш явным образом, нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева. Эти движения доказывают нам, что в сознании нашего народа живет действительно идеал, к осуществлению которого он стремится, а из неудач их мы заключаем, что в этом идеале есть существенные недостатки, которые мешали и мешают успеху...
Революционное народничество 70-х годов XIX века: Сб. документов и материалов.- М,, 1964.-Т. 1.-С. 38-54.

Приложение 6
П. Н. Ткачев о ближайших целях революций
Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное...
Итак, ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только его прелюдия. Революция осуществляется революционным государством, которое, с одной стороны, борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства; с другой - вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию.
Таким образом, деятельность революционного государства должна быть двоякая: революционно-разрушительная и революционно-устроительная...
Упрочив свою власть, опираясь на Народную думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществит социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества, - реформ, общий характер которых должен состоять: 1) в постепенном преобразовании современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину-коммуну, основывающуюся на принципе общего, совместного пользования орудиями производства и общего, совместного труда; 2) в постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование; 3) в постепенном введении таких общественных учреждений, которые устраняли бы необходимость какого бы то ни было посредничества при обмене продуктов.и изменили бы самый его принцип, принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу,- принципом братской любви и солидарности; 4) в постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитания, в духе любви, равенства и братства; 5) в постепенном уничтожении существующей семьи, основанной на принципе подчиненности женщины, рабства детей и эгоистического произвола мужчин; 6) в развитии общинного самоуправления и в постепенном ослаблении и упразднении центральных функций государственной власти.
Ткачев П. Н. В чем должна состоять ближайшая практически достижимая цель ре-волюции?//Избр, соч. на социально-политические темы: В 4 т.- М., 1933.-Т. 3.-С. 224- 227.

Приложение 7
Фрагменты из статьи П. Л. Лаврова «Вперед! - наша программа», написанной для 1-го тома журнала «Вперед» в августе 1873 г.
Для нас в настоящую минуту существуют две общечеловеческие цели, две борьбы, в которых должен участвовать всякий мыслящий человек, становясь на сторону прогресса или реакции... Это, во-первых, борьба реального миросозерцания против миросозерцания богословского, ясно сознанных человеческих потребностей против всех идолов богословских и метафизических, теоретических и нравственных; короче говоря, борьба науки против религии. Это, во-вторых, борьба труда против праздного пользования благами жизни, борьба полной равноправности личности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьба рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьба свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьба за реализацию справедливейшего строя общества.
На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа... Тот, кто желает блага народу, должен стремиться не к тому, чтобы стать властию при пособии удачной революции и вести за собою народ к цели, ясной лишь для предводителей, но к тому, чтобы вызвать в народе сознательную постановку целей, сознательное стремление к этим целям и сделаться не более как исполнителем этих общественных стремлений, когда настанет минута общественного переворота...
Лишь строгою и усиленною подготовкою можно выработать в себе возможность полезной деятельности среди народа.
Лишь внушив народу доверие к себе, как личности, можно создать необходимые условия подобной деятельности.
Лишь уясняя народу его потребности и подготовляя его к самостоятельной и сознательной деятельности для достижения ясно понятых целей, можно считать себя действительно полезным участником в современной подготовке лучшей будущности России.
Подготовлять успех народной революции, когда она станет необходима, когда она будет вызвана течением исторических событий и действиями правительства, - такова ближайшая цель деятельности, которую мы считаем обя­зательною для всякого, кто желает блага России, для всякого, кто искренно предан народной программе, поставленной нами выше...
Революционное народничество 70-х годов XIX века: Сб. документов и материалов.- М, 1964.-Т. 1.-С. 21-32.

Приложение 8
Из воспоминаний С. Ф. Ковалика о «хождении в народ»
Весною 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр.
Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину или места, где у них имелись какие-нибудь случайные связи, другие - большинство - на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности, третьи - меньшая часть - направились на юг, преимущественно в Киев, четвертые, наконец, считали нужным предварительно заехать в разные губернские города, где имелись революционные кружки, с которыми предполагалось установить связи, или представлялся какой-нибудь случай для пропаганды...
Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России, за исключением Кавказа и самых северных губерний. Работа в народе, как и самое начало движения, оставалась неизвестной обществу до времени крупных арестов. Посторонний глаз не замечал революционеров в селах так же, как мы не замечаем отдельных муравьев, снующих по разным направлениям в лесу, пока не наткнемся на муравейник.
Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Многие сравнительно легко находили такие пункты в домах родных или знакомых, чаще всего в помещичьих усадьбах, квартирах учителей и медицинского персонала и т. п. Кто не мог устроиться сам, тому помогали другие посредством рекомендательных писем и всякими вообще способами. Кружки устраивали с этой целью кузницы и другие мастерские или же пользовались квартирами распропаганди­рованных рабочих, переселившихся в свои деревни для пропаганды. ..
Ковалик С. Ф. Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х.- М., 1928.-С. 133-138.


Приложение 9
Г.Плеханов. Социализм и политическая борьба.
«Экономический прогресс» делает свое дело, не дожидаясь того времени, когда анархисты или бланкисты осуществят свои намерения. Каждая фабрика, основанная в Петербурге, каждый лишний «работничек», принанятый ярославским кустарем, усиливает роковое будто бы для революции «пламя прогресса», а следовательно, и уменьшает вероятность народного торжества. Можно ли назвать революционным такой взгляд на взаимное отношение различных общественных сил в России? Мы думаем, что нет. Чтобы сделаться революционерами по существу, а не по названию, русские анархисты, народники и бланкисты должны были прежде всего революционизировать свои собственные головы, а для этого им нужно было научиться понимать ход исторического развития и стать во главе его, а не упрашивать старуху-историю потоптаться на одном месте, пока они проложат для нее новые, более прямые и торные пути.
У всех еще на памяти те нападения, которые вызвали против себя тенденции народовольцев. Пишущий эти строки сам принадлежал к числу решительных противников этого направления, и хотя совершенно признает теперь, что борьба за политическую свободу стала злобою дня современной России, но до сих пор разделяет далеко не все взгляды, высказывавшиеся в «народовольческих» изданиях. Это не мешает ему, однако, признать, что в спорах, происходивших в организации «Земли и Воли» около времени ее распадения, народовольцы были совершенно правы, пока они оставались на почве нашего практического опыта.
Мы думаем, что единственною нефантастическою целью русских социалистов может быть теперь только завоевание свободных политических учреждений, с одной стороны, и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии России — с другой. Они должны выставить требование демократической конституции, которая, вместе с «правами человека», обеспечила бы рабочим «права гражданина» и дала бы им, путем всеобщего избирательного права…
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах.- М, 1956.-Т. 1.-С. 36-39.

Международный конкурс педагогов "Образовательный потенциал xxi века" (Лауреат 1 степени в номинации "Современный урок"

Технологическая карта учебного занятия 
Класс: 11
Предметы: всеобща история, зарубежная литература
Тема урока: «Готовность к самопожертвованию – что это?! (на примере революции 1830 года во Франции)»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: определение мотивов поведения участников революционных событий 1830 года во Франции
Задачи урока:
1.      Выстроить историческую ретроспективу революционных событий Франции в 1814 – 1830 гг.
2.      Дать оценку поведения героев романа В. Гюго «Отверженные»
Планируемые результаты:
1. Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях самопожертвования, патриотизма во имя общих целей
2. Метапредметные:
·         познавательные: формирование интереса к историческим событиям всеобщей истории, зарубежной литературы
·         регулятивные: умение выполнять познавательные задания по истории и литературе; соотносить цели и результаты своей деятельности
·         коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, фиксировать результаты учебной деятельности в соответствии с эталонами оценивания
3. Предметные: ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий в процессе революций XIX века во Франции; уметь работать с различными видами источников (научными, художественными), преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Образовательная технология: развитие критического мышления
Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, КМД (коллективная мыследеятельность при работе групп), аналитический, проблемный методы.
Формы работы учащихся: фронтальный, групповой, индивидуальный

Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые способы деятельности (УУД)
1 Мотивация к учебной деятельности
Учитель предлагает учащимся прослушать фрагмент гимна «Марсельеза», написанный в годы Великой Французской революции https://www.youtube.com/watch?v=RdmJ14zut0g
(приём: работа с видеоматериалами).

Учитель показывает картину французского художника Делакруа «Свобода, ведущая народ» (приём: ассоциативный ряд)
Обсуждение фрагмента:
1.      Гимн какой страны прозвучал, как он называется (Франции, «Марсельеза»)
2.      В период какого события был написан гимн (Великая Французская революция, 1792, автор Руже де Лиль)
3.      Какие ассоциации возникают при слушании гимна (борьба, революция, свобода)
Коммуникативные – умение выразить свои мысли через личностное восприятие сюжета, художественной картины
2 Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель предлагает обсудить ряд вопросов, направленных на актуализацию знаний учащихся
(приёмы: «интеллектуальная разминка», «демонстрационный ряд на основе презентации»)











Учитель предлагает определить тему урока (приём: неоконченная тема): «……….(французская революция)»
Обсуждение вопросов:
1.      Почему на рубеже XVIIIXIX веков во Франции произошла революция (в стране был ряд сложных проблем, которые не решались путём реформ)
2.      Почему эта революция вошла в историю под названием Великая Французская революция (по результатам преобразований внутри страны).
3.      Каковы были главные последствия Великой Французской революции (принятие Декларации прав человека и гражданина, свержение монархии, приход к власти Наполеона Бонапарта, завоевание Европы, поражение наполеоновской армии в России, зарубежные походы русской армии, действия антифранцузской коалиции)
4.      Как вы думаете, какой теме посвящён наш урок (значение Великой Французской революции)
Познавательные: структурировать знания, проявлять интерес к изучаемой теме

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время обсуждения вопросов во фронтальном режиме
3 Этап выявления места и причины трудностей
Знакомство с инструкцией работы в группах:
1 группа представит информацию с характеристикой политики Людовика XVIII (1814 – 1824гг);
2  группа расскажет о политике короля Карла X (1824 – 1830гг)
3 группа определит основные этапы революции «трёх славных дней»
(приёмы: составление алгоритма работы в группах – инструкция; составление кластера).



















Знакомятся с инструкцией работы в группе
1 группа
1. Выбрать из предложенных источников (Приложение 1) и составить кластер
•          с информацией о содержании политики Людовика XVIII;
•          определить возможные последствия такой политики.
2. Составить кластер по заданной теме, разместить на учебной доске и озвучить его содержание
2 группа
1.Выбрать из предложенных источников (Приложение 1) и составить кластер
•          с информацией о содержании политики Карла X;
•          дать оценку проведенным преобразованиям
2. Составить кластер по заданной теме, разместить на учебной доске и озвучить его содержание
3 группа
1. Выбрать из предложенных источников (Приложение 1) и составить кластер
•          причины революции 1830 года
•          ход революционных событий
2. Составить кластер по заданной теме, разместить на учебной доске и озвучить его содержание

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию из документов, уметь передавать информацию в сжатом виде.

Коммуникативные: управление поведением в группе, умение точно излагать свои мысли в соответствии с поставленными заданиями

Регулятивные: активизация умственных действий: анализ, классификация учебного материала, выполнение учебного действия в речевой и письменной форме; фиксирование учащимися ответов в Рабочие листы
4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Учитель вновь обращается к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ» и предлагает ответить на вопросы
 (приём: «подводящий диалог»)

Обсуждение вопросов:
1.      Как вы думаете, во имя каких целей участники революционных событий готовы были отдать свои жизни?
2.      Что заставляло этих людей участвовать в кровопролитных сражениях?
Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи изучаемых революционных событий

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время обсуждения вопросов во фронтальном режиме
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Учитель предлагает учащимся обратиться к прочтению текста из романа В. Гюго «Отверженные» (Приложение 2)
(приёмы: вопросы к тексту, чтение с остановками)
Обсуждение вопросов:
1.      После чтения первого эпизода (1-ая остановка). Что понравилось? Что не понравилось? Что вызвало страх или возмущение?
2.      После чтения второго  отрывка учащиеся подбирают синонимы к словам «водрузит»,  «содрогнулся». Какую стилистическую окраску имеют эти слова?
3.      После чтения 3-его отрывка  учащиеся комментируют внутреннее состояния Мабефа.
4.      После чтения 4-ого отрывка учащиеся размышляют: почему повстанцы разволновались?
5.      После чтения 5-ого отрывка учащиеся делятся своими впечатлениями.
Познавательные: выделять информацию из художественного текста в соответствии с учебной задачей

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время обсуждения вопросов во фронтальном режиме


6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Приёмы: синквейн, творческая работа по эталону:
Мабеф
Мужественный, решительный
Не боится, борется, живёт
Буревестник гордо веет
Патриот

1.      Учащиеся пишут портретную характеристику Мабефа, обращают внимание на его глаза, рот, руки. Кто затрудняется, тот использует слова- подсказки.
2.      Учащиеся читают свои версии, потом сверяют с авторским вариантом.
3.      Что мог кричать Мабеф, держа знамя в руках? Учащиеся высказывают свои предположения, потом сверяют с авторским вариантом. Озаглавьте 6-ой отрывок.
4.      Почему лицо Мабефа было обращено к небу?
Познавательные: осуществление записи (фиксация) об изучаемом литературном герое
Регулятивные: учитывают условия выполнения учебной задачи, создание авторского письменного текста
7. Этап реализации построенного проекта
Приёмы: определение художественно- выразительных средств (антитеза), работа с афоризмами, проблемный поиск
1.      Выразительно прочитать монолог Анжольраса. Какие чувства можно передать голосом?
2.      Каких знаков завершения предложения в тексте больше? Что они передают? Какие художественные средства использует автор?
3.      Почему окровавленный сюртук стал знаменем повстанцев?
4.      Какие афоризмы можно адресовать нашему герою: а) «Те, кто не чувствуют мрака, никогда не будут искать света». (Генри Томас Бокль). б) «Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни». (И. Кант). в)  «И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает». (М. Горький). г) « Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…»(М. Горький). д) « Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!..» (М. Горький)
Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время обсуждения вопросов во фронтальном режиме

Регулятивные: активизация умственных действий: синтез; выполнение учебного действия в речевой форме
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Приёмы: трёх шляп
1.Учащиеся работают в группах:
Задание 1-ой шляпе (эмоциональная): поделитесь эмоциональным восприятием текста.
Задание 2-ой шляпе (критическая): Что плохого вам показалось в отрывке этого романа?
Задание 3-ей шляпе (апологетическая): Что положительного заметили в отрывке романа?
Коммуникативные: выполнение работы в форме коммуникативного взаимодействия (групповая работа)
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Приёмы: свободный микрофон, разноуровневое домашнее задание
Продолжи предложение:
1. На этом уроке я узнал…
2. На этом уроке я убедился…
3. Тема нашего урока…..
Домашнее задание: 1) подобрать эпиграф к уроку; или 2) написать обращение к повстанцам.
Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния для дальнейшей учебной деятельности

Познавательные: обобщение полученных знаний при выполнении домашнего задания


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«УРОК ГОДА – 2014»
Тема урока: «Правление Павла I»
Тип урока: урок формирования навыков и умений
Вид урока: практическое занятие
Форма урока: групповое занятие
Возраст учащихся: 10 класс
Аннотация: История не должна представать в виде некой суммы знаний, предназначенной лишь для пассивного усвоения. Успешность в изучении истории во многом зависит от сформированности общеучебных действий. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.
Урок «Правление Павла I.» изучается в ходе рассмотрения темы «Россия в конце XVII - XVIII вв.»
Цель урока: определение особенностей внутренней и внешней политики России в конце XVIII века; характеристика Павла I как государственного деятеля.
Задачи урока:
1. получить информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики России в конце XVIII века;
2. обобщить знания о внутренней и внешней политики России;
3. дать оценку деятельности Павла I.
Планируемые результаты:
- предметные: научатся объяснять сущность внутренней и внешней политики России на основе углубления исторических знаний  конца XVIII века, излагают, группируют факты и те отношения фактов, в которых обнаруживаются характеристики исторического лица, на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознают особенности эпохи;
метапредметные: научаться работать с различными источниками знаний, осмысленно читать тексты и выделять в нём существенную для выполнения учебного задания информацию, выполнять логические сравнения, обобщения, классификации при составлении таблицы, владеют умениями самостоятельной работы, учитывать различные мнения по обсуждаемой проблеме и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
личностные: следуют ценностным ориентирам и смыслам учебной деятельности на основе сформированности познавательных мотивов, способны адекватно судить о причинах успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с наличием интереса к новому, к способу решения учебной задачи.
Содержание видов универсальных учебных действий (УДД):
- познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические - анализ текста учебной задачи, выделение и осмысление существенной информации из текстов, установление отношений между данными условиями и требованиями (вопроса, задачи, проблемы), определение способа и путей решения поставленной задачи;
- коммуникативные: коммуникативно - речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (взаимодействие в группе), согласованность усилий по достижению поставленной цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах;
- регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование проблемы) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, предстоит выяснить, принятие познавательной цели (целеполагание), определение последовательности решения промежуточных целей с учётом основной учебной цели для установления конечного результата своей деятельности на уроке (планирование), оценивание своих действий и содержательное обоснование правильности/ошибочности результата, соотнесение его с планом действий (оценка учебной деятельности).
Предварительная работа. Класс делится на три группы (примерно по 8 человек), что предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений. Воспитание самоуважения друг к другу. Подготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.
Образовательные ресурсы: учебник, пакеты с источниками исторической информации, рабочие листы с заданиями для каждой группы, мультимедийная презентация урока.
Сценарий урока
                                          I.            Вводная часть урока.
1. Мотивация.
Начало урока определяется музыкальной анимационной заставкой[1], позволяющей почувствовать сопричастность к истории страны.
Эпиграфом к уроку могут стать стихи: «Пудра не порох, Пукли не пушки. Коса не тесак, Я не немец, а природный русак. Не венценосец ты в Петровом славном граде, А деспот и капрал на плац-параде». (А.В. Суворов)
 «В темных складках гатчинского плаца, Полуночной тенью волочась, Бледный принц с манерами паяца Силится над площадью подняться, Чтобы вновь задушенным упасть…» (Артемий Ермаков)
Учитель предлагает учащимся определить, о каком императоре пойдёт речь на данном уроке.
2. Постановка проблемы.
Как можно оценить деятельность Павла I как государственного деятеля? Каковы результаты внутренней и внешней политики России в его правление?
3. Организационная часть.
Устанавливаются правила работы в группе, ученики получают рабочие листы (приложение 1), объяснятся правила работы с ними, сообщается о системе оценивания.
Критерии оценивания работы групп следующие[2]:
1.                    Важность. Группа действительно выбрала самые значительные аспекты для устной презентации.
2.                    Понимание. Презентация действительно показала, что представляющие понимают суть и аспекты своей темы.
3.                    Аргументация. Адекватность представления своих позиций.
4.                    Ответы на вопросы. Хорошо ли группа отвечала на поставленные вопросы.
5.                    Совместная работа группы. Большинство ли учеников участвовало в презентации. Равным ли образом они разделили ответственность. Показывали ли уважение к мнениям других.
                                      II.            Основная часть.
1. Информационный блок.
Ученикам предлагается на основе анализа материалов учебника, дополнительной литературы, мультимедийных материалов дать характеристику внутренней политики России (задание 1, Приложение 1).
1-я группа - дать характеристику преобразованиям в системе государственного управления (Приложение 2);
2-я группа - дать характеристику сословной политике (Приложение 3);
3-я - группа - дать характеристику военной реформе (Приложение 4).


2. Аналитический блок.
Представление результатов работы в группах. Возможны следующие варианты ответов в виде заполненной таблицы:
Положительные черты реформы
Отрицательные черты реформы
1 группа
Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления
Закрыты городские думы
Восстановлены ряд коллегий
Увеличение бюрократического аппарата
2 группа
Запрет продажи крестьян без земли
Массовая раздача государственных крестьян в частные руки
Ограничение барщины тремя днями
Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам
3 группа
Улучшение солдатских харчей
Введение прусских порядков
Уравнение в наказании низших и высших чинов
Муштра, палочная дисциплина

3. Информационные блок.
Учащимся предлагается просмотреть компьютерную презентацию, содержащую информацию об основных направлениях внешней политики России. Презентация включает в себя фрагменты исторический карты, схемы, отрывок художественного фильма «Суворов»[3]. Её использование активизирует воссоздающее воображение, создаёт опору на эмоциональную сферу учащихся, формирует яркое образное восприятие событий прошлого. Использование представленных в пособии видео материалов поможет запечатлеть в памяти учеников образы выдающихся деятелей русской истории - Александра Суворова, Фёдора Ушакова оставивших след в истории нашей страны. Учитель комментирует слайды, обращая внимание на примеры героизма русский армии во время итальянского и швейцарского походов русской армии.
Используя предложенные материалы, учащиеся определяют содержание основных направлений внешней политики России в конце XVIII века (задание 2 ,Приложение 1).

4. Аналитический блок.
Представление результатов работы в группах. Возможны следующие варианты ответов в виде заполненной таблицы:
Направление внешней политики
Основное содержание
Участие России в антифранцузских коалициях
1799 - Поход эскадры Ф.Ф. Ушакова
1799 г. - Итальянский поход А.В. Суворова
1799 г. - Швейцарский поход А.В. Суворова
Выход России из антифранцузской коалиции
1800 г. - Сближение с Францией. Разрыв с Англией.
Освоение североамериканского континента
1799г. - создание Русско - американской компании

Учитель коротко рассказывает о дворцовом перевороте с 11 на 12 марта 1801г, используя материалы сайта[4] Российского военно - исторического общества. Так же учитель может показать отрывок из художественного фильма: «Бедный, бедный Павел»[5].
                                   III.            Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
Учитель предлагает дать оценку политике Павла I на основе высказываний историков, современников (Приложение 5). Учитель предлагает выбрать для рассмотрения те высказывания, которые соответствуют собственному пониманию правления Павла I. В ходе фронтальной беседы учащиеся высказывают своё мнение.
2. Рефлексия.
Учитель предлагает в рабочих тетрадях написать 7 строк с оценкой итогов внутренней и внешней политики России в конце XVIII века.
Я думаю, что ____________________________(1)
(общая идея)
Потому что ______________________________(2)
_____________________________________(3)
_____________________________________(4)
_____________________________________(5)
Поэтому_________________________(6)
____________________________________ (7) 
3. Оценивание работы в группах.
Оценивание работы в группе, согласно критериям, как самими учащимися, так и учителем. Сбор рабочих листов.
4. Домашнее задание.
Используя записи в рабочей тетради, материал учебника и дополнительную литературу составить исторический портрет Павла I. При составлении исторического портрета используются рекомендации к части С6 из задание ЕГЭ по истории (Приложение 6).

Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

                                                                                                                                                           I.                  Этап. Вводная часть.
1. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Организация мотивации учеников к учебной деятельности с использованием фрагментов музыкального и поэтического произведений
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают своё предположение
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2 . Постановка проблемы урока
Определение цели урока через постановку проблемы урока
Выделять и формулировать познавательную цель
Согласованность усилий по определению цели урока
Принимать учебную цель, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу, определять цель деятельности на уроке при помощи учителя
3. Организационная часть
Раздача рабочих листов, объясняет правила работы с ними, сообщает о системе оценивания.

Осуществляет актуализацию личного жизненного опыта
Планирует учебное сотрудничество, вносят предложения  в правила работы в группе, систему оценивания
Принятие условий оценивания работы в группе, уточнение условий заполнения рабочих листов
                                                                                                                                           II.                  Основная часть

1.                      Информационный блок
Подбор дополнительной литературы, мультимедийных материалов. Объясняет новый материал, используя материалы компьютерной презентации. Даёт задание группам по работе с материалами.
Уметь находить и выделять необходимую информацию, структурировать знания. Осуществление качественной характеристики объекта исследования (исторического текста) с целью отбора существенной для составления таблицы информации, осуществление синтеза как составление целого из частей (заполнение таблицы на основе сведений о внутренней и внешней политики России)
Решение заданий в форме коммуникативного взаимодействия (фронтального, группового, индивидуального) с построением речевых высказываний
Активизация умственных действий: анализ, синтез, сравнение, классификация. Различать способ и результат действия. Выполнять учебные действия в речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый контроль по результату
2.                      Аналитический блок
Организация ситуации успеха, мотивирующей к включению учеников в дальнейшую познавательную деятельность
Определяют основное содержание внутренней и внешней политики России в конце XVIII века в форме таблиц. Составление устных сообщений по материалам заполненных таблиц
Управление поведением в группе, умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными заданиями
Вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок
                                                                                                                                        III.                  Заключительная часть
1. Подведение итогов
Подбор высказываний историков по оценке деятельности Павла I. Организация фронтальной беседы по изучаемой проблеме
Обоснование доводов в защиту/опровержение разных позиций по оценке политики Павла I.
Формулирование выводов по итогам изучения урока.
Подведение итогов по выполненной работе в форме коммуникативного взаимодействия (фронтального, индивидуального) с построением речевых высказываний
Выполнение познавательной цели на основе соблюдения требований познавательной задачи. Изложение собственных мнений.
2. Рефлексия
Организация рефлексии и саморефлексии учениками собственной деятельности
Обобщают выводы по оценке политики Павла I через краткие записи в тетрадях
Осознанное построение письменного ответа
Выполнение инструкций и выделенных учителем ориентиров действия
3. Оценивание работы в группах.
Высказывает своё мнение о работе групп, согласно критериям. Сбор рабочих листов
Фиксирование степени соответствия результатов и целей учебной деятельности
Взаимодействие с учителем во время оценивания работы группы, между собой в качестве слушателя в диалоговом или коллективном общении
Оценивание своих действий и содержательное обоснование результата
4. Домашнее задание
Даёт домашнее задание на основе требований выполнения задания С 6 в части «С» при сдаче ЕГЭ по истории
Представление результатов деятельности Павла I в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Приложение 1
Рабочий лист первой группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
Задание 1.
Дать характеристику преобразованиям в системе государственного управления (Приложение 2). Ответ оформить в виде таблицы:
Положительные черты реформы
Отрицательные черты реформы


Задание 2.
Просмотрев учебные материалы (схемы, карту) на основе компьютерной презентации, определите содержание основных направлений внешней политики России в конце XVIII века
Ответ оформить в виде таблицы:
Направление внешней политики
Основное содержание
Участие России в антифранцузских коалициях

Выход России из антифранцузской коалиции

Освоение североамериканского континента


Рабочий лист второй группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
Задание 1.
Дать характеристику сословной политике (Приложение 3). Ответ оформить в виде таблицы:
Положительные черты реформы
Отрицательные черты реформы


Задание 2.
Просмотрев учебные материалы (схемы, карту) на основе компьютерной презентации, определите содержание основных направлений внешней политики России в конце XVIII века
Ответ оформить в виде таблицы:
Направление внешней политики
Основное содержание
Участие России в антифранцузских коалициях

Выход России из антифранцузской коалиции

Освоение североамериканского континента


Рабочий лист третьей группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
Задание 1.
Дать характеристику военной реформе (Приложение 4). Ответ оформить в виде таблицы:
Положительные черты реформы
Отрицательные черты реформы


Задание 2.
Просмотрев учебные материалы (схемы, карту) на основе компьютерной презентации, определите содержание основных направлений внешней политики России в конце XVIII века.
Ответ оформить в виде таблицы:
Направление внешней политики
Основное содержание
Участие России в антифранцузских коалициях

Выход России из антифранцузской коалиции

Освоение североамериканского континента



Приложение 2
1.Из Закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года[6].
Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…
По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…
Во главе центральных учреждений, по мысли Павла, должны были находиться министры. В оставленной им записке о главном управлении в кратком изложении спроектировано семь министерств или «главных департаментов»: министерства юстиции, финансов, военное, морское, иностранных дел, коммерции и казначейство .
Преобразовать коллегии по этому плану Павел не успел, но некоторые и весьма значительные шаги в этом отношении им были сделаны; появились должности с явно министерским характером; кроме генерал-прокурора как министра внутренних дел и юстиции по преимуществу появилась должность министра коммерции, министра уделов, государственного казначея и канцлера, сосредоточившего в своих руках дела по иностранной политике, а сам Павел, по личному пристрастию к военному делу, говоря без всякого каламбура, выполнял обязанности военного министра. Во главе коллегий были поставлены директоры и т.д.
Вообще за четыре года павловского царствования было издано 2179 законодательных актов, в среднем по 42 закона в месяц. Для сравнения: императрица Екатерина II издавала в среднем 12 документов в месяц. Интенсивность павловского законотворчества, таким образом, была в 3,5 раза выше.

Приложение 3
Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года - законодательный акт российского императора Павла I, впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни.
Кроме этого был введен запрет в 1798г. на продажу дворовых и безземельных крестьян « с молотка». А также впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору с вольными. Этим подчеркивалось, что они подданные  в первую очередь царя, а не барина.
Крестьянам было разрешено подавать жалобы на помещиков, но в тоже время сам император широким размахом раздавал их помещикам. Если Екатерина ΙΙ за 34 года своего царствования раздала 800 тыс. крестьян, то Павел за 4 года 500 тыс. крестьян.
«Преобладающее значение дворянства в местном самоуправлении держалось на тех привилегиях, какие утверждены были за этим сословием в губернских учреждениях 1775 г. и в жалованной грамоте 1785 г. Павел отменил эту грамоту, как и одновременно изданную грамоту городам, в их самых существенных частях и принялся теснить дворянское и городское самоуправление.
Он пытался заменить дворянское выборное управление коронным чиновничеством, ограничив право дворян замещать выборами известные губернские должности. Этим обозначился основной мотив и в дальнейшем движении управления - торжество бюрократии, канцелярии. <...>
Наконец, Павел отменил важнейшее личное преимущество, которым пользовались привилегированные сословия по жалованным грамотам, - свободу от телесных наказаний <...>.
Уравнение - превращение привилегий некоторых классов в общие права всех. Павел превращал равенство прав в общее бесправие». Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Т.З. Ростов-на-Дону, 1998. С. 433-434
В 1797 был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 велено большинство из них определить в военные. С 1799 вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената.Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания.

Приложение 4
29 ноября 1796 г., то есть через три недели после воцарения Павла, появились воинские уставы о конной и пехотной службе, а 25 февраля - Морской устав. Одновременно улучшалось содержание солдат, были определены строгие правила продвижения по службе, все вооруженные силы для удобства управления делились на 11 округов и 7 инспекций.
Павел лично участвовал во всех разводах и вахтпарадах гвардии, мельчайшие стороны армейского быта не ускользали от его пристального, иной раз пристрастного, внимания. Гвардия и армейские полки получили новый мундир по прусскому образцу, штиблеты, парик с буклями и косой и проч. Павловский мундир, в отличие от екатерининского (стоил 122 рубля), стоил не более 22 руб. Меховые шубы и дорогие муфты были запрещены вовсе. Под мундир разрешалось надевать фуфайки или подбивать его мехом.
Новый воинский устав запрещал офицерам делать долги, занимать деньги и товары в кредит. В противном случае полковой командир обязан был уплатить долг, вычитая деньги из офицерского жалованья. Если долг оказывался слишком большим, офицера надлежало посадить под арест, а все его жалованье поступало кредиторам и заимодавцам. Все эти полезные меры вызывали резкое и однозначное неприятие со стороны офицерского корпуса в гвардейских полках.
На изменении настроений в армии сказалась, прежде всего, возросшая тяжесть службы, совершенно непривычная для гвардейцев. В.Селиванов вспоминал: «Служба при Екатерине была спокойная: бывало, отправляясь в караул (тогда в карауле стояли бессменно по целым неделям), берешь с собой и перину с подушками, и халат, и колпак, и самовар. Пробьют вечернюю зорю, поужинаешь, разденешься и спишь, как дома. Со вступлением на престол Павла служба сделалась тяжелая, строгая…».
Офицер теперь персонально отвечал за свое подразделение: бесконечные смотры и вахтпарады, контролировавшие выучку солдат, могли закончиться неприятностями вплоть до ареста и исключения из службы. Прекратились тянувшиеся годами отпуска офицеров. Было покончено с практикой записи дворянского недоросля в полк, когда к своему совершеннолетию он достигал уже офицерского чина.
Непривычные, невиданные ранее тяготы службы вызвали массовые отставки. В Конногвардейском полку из 132 офицеров выхлопотали отставку за три первые недели нового царствования 60 или 70 человек. Но вновь открывшиеся вакансии позволяли честолюбивым офицерам, даже низкого происхождения, быстро расти по службе. Тот же Комаровский за 7 лет дослужился из сержантов до генерал-майора.
Записки Н.А. Саблукова о Павле I и перевороте 11 марта 1801 г. «Стремительный характер Павла и его чрезмерная придирчивость и строгость к военным делали эту службу весьма неприятною. Нередко за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки и на весьма большие расстояния. Это случалось настолько часто, что у нас вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Мне лично пришлось три раза давать взаймы деньги своим товарищам, которые забыли принять эту предосторожность. Подобное обращение, естественно, держало офицеров в постоянном страхе и беспокойстве, благодаря чему многие совсем оставляли службу и удалялись в свои поместья, другие же переходили в гражданскую службу…Благодаря этому… производство шло у нас чрезвычайно быстро, особенно для тех, которые имели крепкие нервы…»
Цареубийство 11 марта 1801 года. - СПб., 1997.- С.39,40,84-85.
«После одного из парадов, бывшего в самые крещенские морозы, император Павел увидел молодого поручика, чья треуголка была осыпана снегом так сильно, что создавалось впечатление, будто она обшита белым плюмажем.
- У вас белый плюмаж, сударь, - заметил император. А надо сказать, что белый плюмаж носили на треуголках только бригадиры, чей чин был выше полковничьего и ниже генерал-майорского. Чин же поручика в “Табели о рангах” был всего лишь третьим снизу.
- По воле Божьей! – отвечал поручик.
- Ну, что же, - ответил Павел.- Я никогда против воли Божьей не иду. Поздравляю бригадиром!»
Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов. – С.133-134.

Приложение 5
1. «...Последние исследования, посвященные Петру III, показали, что ряд его мер был совершенно нетрадиционен для русского абсолютизма: он упразднил Тайную канцелярию, стремился укрепить дисциплину среди чиновников, наладить порядок в Гвардейских частях, упорядочить военное дело, судопроизводство и другие отрасли управления... По этому же пути пошёл и Павел I... при попытках внести уравнительность всех сословий перед государством, что, конечно же, противоречило общей умеренно-срединной линии, проводимой династией в целом... И всё это при личной порывистости, вспыльчивости, рыцарствовании, честности». (А.Н. Сахаров)
2. «Император Павел I был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему: нет, это царствование органически связано как протест - с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников - с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этою императора, борьба с сословными привилегиями - его главной задачей». (В.О. Ключевский)
3. «Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи». (Р. Мак-Грю)
4. «В течении девяти веков Россия имела двух тиранов: Ивана Грозного и Павла I...» (Н.Карамзин).
5. «Павел I явил собой отвратительное и смехотворное зрелище коронованного Дон-Кихота» (А.Герцен).
6. Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моём характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось, и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое!»

Приложение 6
Формулировка задания С 6 в ЕГЭ по истории включает в себя своеобразный план, который является основой для ответа экзаменуемого.
При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1), нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»).
По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности. Следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах.
По третьему критерию (К3) оценивается указание результатов деятельности исторической личности. Указание результатов деятельности предполагает изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом.

Список литературы

1.     Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1995.
2.     Валишевский К. Сын Великой Екатерины. - М.:ИКПА, 1990.
3.     Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехтера и Н. Воскресенской. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998 .
4.     Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения: В 9 т. Т. V. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1989.
5.     Песков А.М. Павел I. - М.: Молодая гвардия, 2000.

Электронные ресурсы
1.                Видео хрестоматия «Ожившая история XVIII век»
2.                История Отечества. Мультимедиа курс. - М: Современный гуманитарный университет, 2002.
3.                Энциклопедия России с 862 -1917 гг.- М: Издательство Коминфо, 2000.
4.                http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/paviel-i
5.                http://deduhova.ru/statesman/xviii-vek/pavel-i
6.                http://histrf.ru/ru/rvio



[1] Энциклопедия России   с 862 -1917 гг.- М: Издательство Коминфо, 2000.
[2] Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехтера и Н. Воскресенской. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998 – с.185
[3] Видео хрестоматия «Ожившая история XVIII век»
[4] http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/ubiistvo-pavla-i
[5] Видео хрестоматия «Ожившая история XVIII век»
[6] http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/

Комментариев нет:

Отправить комментарий