Приложение к Основной образовательной
программе
среднего общего образования
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Я – гражданин
(духовно - нравственное направление)
5-9 класс
Планируемые результаты обучения по курсу «Я –
гражданин»
- Личностные
универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
·
понимание
сущности патриотизма, его важности для успешного развития страны в современном
мире,
·
познавательный
интерес к конституционному праву, избирательным технологиям;
·
осознание
своей принадлежности к России, российскому народу;
·
уважительное
отношение к символам своей страны;
·
признание важность личного участия в делах во
благо Родины;
·
объяснять,
что значит для каждого лично гражданственность и гражданские качества;
·
осознать
необходимость активного участия в жизни общества, свою принадлежность к вопросу
о значении сотрудничества и коллективных действий;
·
понимание
важности единства всех жителей страны.
Обучающиеся
получат возможность для формирования:
·
своего
отношения к патриотизму «словесному» и «деятельностному»,
·
устойчивого
интереса к новым способам познания;
·
самооценки
своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом;
·
ценности
сотрудничества людей разных культур на основе равенства, признания значимости
каждого человека и народа; их уникальности и своеобразия;
·
понимания
культурного своеобразия других народов как необходимого фактора для успешного
развития России в современном мире,
·
понимания
важности собственного действия для решения вопросов своего сообщества.
- Метапредметные результаты:
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
·
учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
·
планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
·
осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно и в группе находить варианты проявления
гражданской позиции, поступков патриота.
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Обучающиеся смогут:
·
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
·
координировать свои
усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
задавать вопросы;
·
допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
владеть монологической и
диалогической формой речи;
·
осуществлять взаимный контроль.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
·
создавать
образцы местной символики;
·
проводить
самостоятельно интервью;
·
объяснять,
как патриотизм может проявляться в поступках человека;
·
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы;
·
сравнивать культурные особенности народов России,
составлять полезные советы для общения представителей разных народов и культур,
основанные на толерантности;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
самостоятельно проводить социологические опросы;
·
разрабатывать
и реализовывать мини-проекты;
·
навыкам решения творческих
задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
·
добывать необходимые
знания и с их помощью проделывать конкретную работу,
·
основам смыслового
чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов; осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
3.
Предметные результаты
5 класс
Обучающиеся
научатся: объяснять
различные значения понятия «патриот» и «гражданин»,
называть важные качества, которые характеризуют патриота страны, перечислять и описывать
государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории
и современности; называть праздники, связанные со
становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой
вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой
истории.
Обучающиеся получат возможность научиться: идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, выполнять задания по анализу ситуаций, связанных с проявление патриотических чувств, оценивать роль патриота в жизни общества и государства; оценивать поступки людей, осознанию мирного развития и участия в жизни Родины; сопричастности к настоящему и прошлому страны, ответственности за её будущее.
6 класс
Обучающиеся
научатся: определять особенности федеративного
устройства РФ и особенности проживания на её территории различных народов;
узнают гербы регионов РФ, изучат Гимн РФ и субъектов РФ.
Обучающиеся получат возможность научиться: отличать особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы, называть народы, живущие в современной России; объяснять различие между термином «нация» в его гражданском понимании и термином «народы» в этническом смысле; давать характеристику россиян как единой нации, состоящей из разных народов, объяснять, что такое толерантность и почему представителям разных народов и культур необходимо жить в дружбе и мире.
7 класс
Обучающиеся
научатся: применять знания Конституции РФ,
Конвенции о правах ребёнка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ» в
практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться: объяснять различные значения понятия «гражданин», называть важные качества, которые характеризуют гражданина страны, вопросы общественной жизни, в решении которых могут участвовать молодые граждане страны; объяснять, что такое достоинство, ответственность, честь, гражданственность, общественная проблема, гражданский поступок, почему эти качества значимы для каждого человека; перечислять проблемы, требующие решения, приводить примеры.
8 класс
Обучающиеся
научатся: применять знания Закона РФ «Об
образовании», устав гимназии в практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться: объяснять особенности государственного устройства Российской Федерации, узнают признаки государства, особенности государственного устройства Республики Хакасия, поддержат традиции гимназии, определять собственную роль в сохранении экологии родного края.
9 класс
Обучающиеся
научатся: определять особенность формы
государства: форму правления, территориально – государственного устройства,
политического режима на примере Российской Федерации.
Обучающиеся
получат возможность научиться: объяснять принцип
разделения властей на примере Российской Федерации и Республики Хакасия,
понимать принцип демократизма как условие развития современных государств,
определять роль государства в экономической жизни Российского государства: роль
банков в экономике, особенности налоговой политики на современном этапе.
Содержание
внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Патриот
и патриотизм (4
часа) |
Фронтальная, групповая |
Работа с источниками, подготовка сообщений, выступления на классных
часах, проведение радиолинеек |
Символы и праздники (4 часа) |
Групповая деятельность |
Анализ государственной символики, символики Республики Хакасия и
Абакана, мини-проекты по традициям своей семьи |
Туристический
проект «Приглашение на малую Родину» (8
часов) |
Творческая деятельность |
Работа с источниками, разработка маршрута, посещение Саяно-Шушенской
ГЭС, музея в с.Казановка |
Россия – как много в этом слове (7 часов) |
Конкурс
стихов Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Подборка стихотворений по России соответствующей тематики, проведение
конкурса стихов, написание мини-эссе |
Роль
личности в истории (11
часов) |
Круглый
стол, экскурсия, защита проектов |
Работа с источниками, самостоятельный подбор материала для проведения
экскурсии, подготовка проектов для участия в различных конференциях,
составление маршрутного листа для экскурсии |
6 класс
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Вопросы устройства РФ и особенности проживания на её территории
различных народов (7 часов) |
Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Работа с источниками, подготовка сообщений, выступления на классных
часах |
Обычаи и традиции народов России (14 часов) |
Фронтальная, групповая |
Из
глубины веков. Из сокровищницы мысли. Достоинство человека. Письменная работа
с обсуждением заданий. Сформировать представление о культурном богатстве и
своеобразии различных народов России |
Проект «Клуб дружбы народов России» (13 часов) |
Творческая деятельность |
Конкурс проектов. Синквейн «Молодой гражданин России». Устная
презентация выступлений. |
7 класс
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Я – гражданин России (8 часов) |
Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Знакомство с методами и формами участия школьников в общественно –
политической деятельности. |
Достоинство
человека (5
часов) |
Фронтальная, групповая |
Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
Будущее создаём сами (8 часов) |
Творческая деятельность |
Исследование проблем детского коллектива. Организация помощи людям,
нуждающимся в поддержке. Подготовка репортажа о проблемах района, школы, класса. |
Участие гражданина в жизни общества (13 часов) |
Творческая деятельность |
Проведение
детского референдума как способа решения по важным вопросам детского
коллектива. Работа по благоустройству парка, зоны отдыха, школьного участка. |
8 класс
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Государственное устройство нашей страны (9 часов) |
Фронтальная, групповая |
Проведение диспута «Наша Родина – Россия», выставка рисунков
«Государственные символы России» |
Я – гражданин, Я – ученик (9 часов) |
Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
Поиск сайтов и извлечение нужной информации, конкурс сочинений,
анализ устава гимназии |
История страны, история семьи (12 часов) |
Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Проведение встреч с интересными людьми, посещение и обсуждение
спектакля театра «Сказка», организация виртуальной экскурсии «Музеи города
Абакана» |
Я и планета Земля (4 часа) |
Фронтальная, групповая |
Проведение виртуальной экскурсии «Хакасский заповедник», конкурс
стенгазет «Природа – наш дом» |
9 класс
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Граждане России – россияне (5 часов) |
Фронтальная, групповая |
Проведение бесед. Работа и анализ нормативно – правовых документов,
текстов. |
Малая Родина в составе России (6 часов) |
Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
Сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии
различных народов России. Подготовка сообщений, классных часов |
Власть и политика (8 часов) |
Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Поиск сайтов и извлечение нужной информации, встреча с
представителями Избиркома Республики Хакасия, с депутатами городского совета
Администрации Абакана |
Государство в экономической жизни людей (7 часов) |
Фронтальная, групповая |
Встреча с работниками налоговой инспекции, проведение экскурсий в
службу занятости населения, в банк. |
Современное российское общество и тенденции его развития (8 часов) |
Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
Проведение диспута « Может ли человечество жить без войн», сздание
презентаций «Экологическое проекты в России и мире» |
Тематическое
планирование
5 класс
Тема занятия |
Количество
часов |
Моя
Родина - Россия |
1 |
«Гражданский
патриотизм» и «патриот» |
1 |
Что
значит любить Родину |
1 |
Как
стать патриотом |
1 |
Государственные
символы РФ |
1 |
Праздники
в нашем календаре |
1 |
Обычаи
и традиции моей семьи |
2 |
Туристический
проект «Приглашение на малую Родину» |
8 |
Россия,
воспетая поэтами |
4 |
Долг и
совесть |
1 |
Честь
и достоинство |
1 |
Современные
школьники о Родине |
1 |
Великие
россияне |
5 |
Спасители
Отечества |
2 |
Проект
«Почётные граждане родного города» |
4 |
6 класс
Тема занятия |
Количество
часов |
Вопросы
устройства РФ и особенности проживания на её территории различных народов.
Работа с терминологией. |
2 |
Создание
психолого – педагогических условий для формирования общероссийской
идентичности |
1 |
Из
Федерального закона «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов РФ» |
2 |
Читаем
и размышляем: «Сказки и легенды разных народов» |
2 |
Читаем
и размышляем: «Обычаи и традиции народов России» |
2 |
Гербы
регионов РФ. Гимн РФ и субъектов РФ.
Сравнительная характеристика. |
2 |
Из
глубины веков. Из сокровищницы мысли. Слова в квадрате. |
2 |
Художественный
образ: народ, нация, культура, уважение. |
2 |
Интервьюирования «Мы – россияне» |
1 |
Игра –
викторина «Малочисленные народы России» |
2 |
Проект
«Клуб дружбы народов России» |
3 |
Проект
«Музейная экспозиция «Народы на территории нашей республики» |
4 |
Проект
«Дискуссионный курс об отношениях между разными народами в России» |
3 |
Проект
«Кодекс толерантности» |
2 |
Проект
«Культура народов РХ» |
2 |
7 класс
Тема занятия |
Количество
часов |
Всероссийская
акция «Я – гражданин России» |
5 |
Из
Конституции РФ, из Конвенции о правах ребёнка, «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ» |
3 |
Из
истории демократии, «Аристотель о политике» |
3 |
«Правила
самовоспитания Ушинского» |
2 |
Проект
«Будущее создаём сами» |
8 |
Проект
«Человек рядом» |
4 |
Проект
«Природа и человек» |
4 |
Проект
«Роль СМИ» |
4 |
8 класс
Тема занятия |
Количество
часов |
Государственное
устройство нашей страны |
9 |
Ты и
закон |
9 |
История
страны, История семьи |
12 |
Я и
планета земля |
4 |
9 класс
Тема занятия |
Количество
часов |
Граждане
России - россияне |
5 |
Малая
Родина в составе России |
6 |
Власть и
политика |
8 |
Государство
в экономической жизни людей |
7 |
Современное
российское общество и тенденции его развития |
8 |