суббота, 7 сентября 2019 г.

Рабочая программа по обществознанию (10-11 кл)


I. Планируемые результаты обучения по обществознанию за курс средней школы:
1.           Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
2.           Метапредметные результаты:
·         Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·         Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.
·         Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3.           Предметные результаты:
10 класс
Ученик научится
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Ученик получит возможность научиться
эффективно выполнять типичные социальные роли; сознательно взаимодействовать с социальными институтами;
ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельно искать социальную информацию, необходимую для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
ориентироваться в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

11 класс
Ученик научится:
·         раскрывать сущность процесса социализации личности;
·         объяснять причины отклоняющегося поведения;
·         оценивать роль образования в современном обществе;
·         различать уровни общего образования в России;
·         выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
·         приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
·         описывать основные социальные роли подростка;
·         называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
·         характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
·         характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
·         объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
·         характеризовать систему российского законодательства;
·         раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
·         характеризовать гражданские правоотношения;
·         раскрывать смысл права на труд;
·         объяснять роль трудового договора;
·         разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
·         характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
·         характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
·         конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
·         характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
·         находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
·         объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
·         описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
·         объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
·         характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
·         раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
·         анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
·         исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
·         находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Ученик получит возможность научиться
·         раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
·         выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
·         находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
·         аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
·         осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять  комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  • сравнивать  социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  •  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  •  подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Ученик получит возможность научиться
·         выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
·         критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
·         использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
·         решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
·         грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
·          
II. Основное содержание курса «Обществознание»

10 класс
Тема 1. Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Тема 2. Происхождение и развитие человека
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека
Тема 3. Исторические ступени развития общества
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Тема 4. Современное общество
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 6. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 7. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 8. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 9. Общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

11 класс
Тема 1. Социальная структура общества
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.
Тема 2. Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 3.  Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 4. Семья
Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обще¬стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Тема 5. Власть
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Тема 6. Государство
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 7. Какие бывают государства.
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Тема 8.Участие граждан в политической жизни.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 9. Что такое культура
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Тема 10. Нормы и формы культуры.
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 11. Религия
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Тема 12. Мораль
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Тема 13. Идеал и ценности
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Тема 14. Искусство
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 15. Образование
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 16. Наука
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

III. Тематическое планирование
Раздел
Тема
Количество часов
10 классы

Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Тема 1. Что такое общество?

12
Общество и человек
Тема 2. Происхождение и развитие человека
Тема 3. Исторические ступени развития общества

15
Деятельность как способ существования людей
Тема 4. Современное общество
Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества
Тема 6. Личность и социальная среда

11
Сознание и познание
Тема 7. Потребности человека
Тема 8. Социализация и воспитание
15
Личность. Межличностные отношения
Тема 9. Общение
17
11 классы

Социальное развитие современного общества
Тема 1. Социальная структура общества
Тема 2. Социальная стратификация.
Тема 3. Этнос: нации и народности.
Тема 4. Семья
21
Политическая жизнь современного общества
Тема 5. Власть
Тема 6. Государство
Тема 7. Какие бывают государства.
Тема 8.Участие граждан в политической жизни.
19
Духовная культура
Тема 9. Что такое культура
Тема 10. Нормы и формы культуры.
Тема 11. Религия
Тема 12. Мораль
Тема 13. Идеал и ценности
Тема 14. Искусство
Тема 15. Образование
Тема 16. Наука
24



Рабочая программа по обществознанию (6-9 кл)


I. Планируемые результаты обучения по обществознанию за курс основной школы:
1.           Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; развитое моральное сознание; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; сформированность мировоззрения.
2.           Метапредметные результаты:
6 класс
Познавательные УДД: Самостоятельно пред­полагать, какая инфор­мация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски). Самостоятельно составлять тези­сы, различные виды планов (простых, слож­ных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации и делать выводы. Самостоятельно определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Регулятивные УДД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятель­но средства достиже­ния цели. Работая по плану, сверять свои дей­ствия с целью и, при необходимо­сти, исправлять ошибки самостоя­тельно. Учиться пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Коммуникативные УДД: Самостоятельно отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7 класс
Познавательные УДД: Учиться определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Учиться представлять информацию в виде конспектов, таблиц. Учиться понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Регулятивные УДД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятель­но средства достиже­ния цели.
Составлять (индиви­дуально или в группе) план решения пробле­мы (выполнения про­екта). В ходе представления проекта давать оцен­ку его результатам. Самостоятельно осо­знавать причины сво­его успеха или неуспе­ха. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Коммуникативные УДД: Учиться в дискуссии выдвигать  контраргументы. Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Учиться критично относиться к своему мнению. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


8 класс
Познавательные УДД: Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов, отбирать для решения жизненных задач необходимые источники
информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; обобщать понятия; осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Самостоятельно представлять
информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Регулятивные УДД: Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоре­тическую модель. Работая по предло­женному и самостоя­тельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные сред­ства (справочная лите­ратура, сложные при­боры, компьютер). В ходе представления проекта давать оцен­ку его результатам. Самостоятельно осо­знавать причины сво­его успеха или неуспе­ха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Давать опенку своим личностным каче­ствам и чертам харак­тера («каков я?»), определять направле­ния своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).

Коммуникативные УДД: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.


9 класс
Познавательные УДД: Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом,  преобразовывать модели с целью выявления общих законов определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков и на их  основе делать анализ и выводы. Понимая позицию другого, различать в его речи и сравнивать: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту.

Регулятивные УДД: Самостоятельно обна­руживать и формули­ровать проблему в классной и индивиду­альной учебной деятельности. Планировать свою ин­дивидуальную образовательную траекто­рию. Работать по само­стоятельно состав­ленному плану, све­ряясь с ним и целью деятельности, ис­правляя ошибки, используя самосто­ятельно подобран­ные средства (в том числе и Интернет). Уметь оценить степень успешности своей индивидуаль­ной образовательной деятельности.

Коммуникативные УДД: В дискуссии самостоятельно выдвигать  контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3.           Предметные результаты:
6 класс
Ученик научится
·      распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
·      различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
·         различать отдельные виды социальных норм;
·         характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
·         описывать явления духовной культуры;
·         описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
·         характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
·         раскрывать основные роли членов семьи;
·         характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
·         выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
·         раскрывать достижения российского народа;
·         объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
·         называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
·         осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
·         характеризовать конституционные обязанности гражданина.
·         объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
·         различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

Ученик получит возможность научиться
·       наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
·         выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
·         осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
·         на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
·         оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
·         анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

7 класс
Ученик научится
·         выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
·         характеризовать основные нормы морали;
·         сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
·         выделять параметры, определяющие правовой статус личности;
·         характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
·         характеризовать систему российского законодательства;
·         раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
·         характеризовать гражданские правоотношения;
·         раскрывать смысл права на труд;
·         объяснять роль трудового договора;
·         разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
·         характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
·         характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
·         конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
·         характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Ученик получит возможность научиться
·         использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев, социальных норм в целом на развитие общества и человека;
·         раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
·         выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
·         выполнять практические задания, основанные на ситуациях, регулирующихся нормами права;
·         анализировать и оценивать с позиций правовых знаний сложившиеся практики и модели поведения человека и гражданина.


8 класс
Ученик научится
·         характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
·         конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
·         раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
·         раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
·         характеризовать специфику норм права;
·         описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
·         находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
·         объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
·         описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
·         объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
·         характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
·         раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
·         анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
·         исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
·         находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
·         раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
·         характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
·         характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
·         объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
·         называть и конкретизировать примерами виды налогов;
·         характеризовать функции денег и их роль в экономике;
·         раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

Ученик получит возможность научиться
·         осознанно содействовать защите природы.
·         описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
·         характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
·         формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
·         соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
·         использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
·         сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


9 класс
Ученик научится
·         демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
·         на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
·         раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
·         критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
·         объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
·         учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
·         раскрывать роль религии в современном обществе;
·         характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
·         конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
·         характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
·         объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
·         объяснять роль политики в жизни общества;
·         различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
·         давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
·         различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
·         раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
·         раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
·         характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
·         использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
·         обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
·         анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
·         формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

Ученик получит возможность научиться
·         выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
·         критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
·         использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
·         находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
·         аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
·         осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
·         решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
·         грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

II. Основное содержание курса «Обществознание»

6 класс

Раздел I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Происхождение и развитие человека
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека
Исторические ступени развития общества
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Современное общество
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Человечество как сумма поколений
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Человек, общество, природа
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Что такое экономика?
Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Рынок
Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.
Что такое предпринимательство и бизнес?
Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Экономическая деятельность подростков
Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.
Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Труд с точки зрения закона
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.
Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Социальная структура общества
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.
Семья
Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Правила и нормы поведения в обществе
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Раздел IV ПОЛИТИКА И ПРАВО
Государство и граждане
Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.
Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.
Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим-„ волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Право на службе человека
Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Конституция - Основной закон страны
Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Право и правопорядок
Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.
Как защититься от несправедливости
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.
Раздел V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Наука и образование
Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Мораль
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Идеал и ценности
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Ребенок в школе
История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Друзья и ровесники
Дружба. Отношения дружбы. Верность.
Раздел VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ
Ребенок в семье
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.
Взаимоотношения детей и родителей
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.
Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.
7 класс
Раздел I РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Социальные нормы
Понятие социальных норм, их роль в жизни человека и общества. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Мораль
Право на службе человека
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Ответственность за нарушение законов.
Правоспособность и дееспособность человека
Понятие правоспособности и дееспособности, сходства и отличия.
Правоотношения
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.   
Правовой статус человека
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные права и обязанности
Конституционные обязанности гражданина. Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права - права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Защита прав человека
 Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
 
Раздел II ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Гражданские правоотношения
Право собственности. Имущественные правоотношения.
Семейные правоотношения
Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.
Трудовое право
Трудовые правоотношения. Трудовой договор: стороны, условия договора. Возраст начала трудовой деятельности.
Административные правоотношения и проступки
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Уголовное право
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних.
Юридическая ответственность несовершеннолетних
Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия.

8 класс
РАЗДЕЛ I Общество и человек
Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Человек, природа и общество
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Обобщающий контроль.
РАЗДЕЛ II Экономика
Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Обобщающий контроль.
РАЗДЕЛ III Социальная сфера
Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Конфликты в обществе
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

9 класс
РАЗДЕЛ I. Политическая сфера
Власть
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Государство
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Какие бывают государства.
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Участие граждан в политической жизни.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Обобщающий контроль.
РАЗДЕЛ II. Человек и его права
Право.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и
содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Закон и власть.
Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Право и имущественные отношения.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Труд и право.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Право, семья, ребенок.
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
РАЗДЕЛ III. Духовная сфера
Что такое культура
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Нормы и формы культуры.
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Искусство
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Наука
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.




III. Тематическое планирование
Раздел
Тема
Количество часов
6 классы
Общество и человек
Тема 1. Что такое общество?
Тема 2. Происхождение и развитие человека
Тема 3. Исторические ступени развития общества
Тема 4. Современное общество
Тема 5. Человечество как сумма поколений
Тема 6. Человек, общество, природа
8
Экономическая сфера
Тема 7. Что такое экономика?
Тема 8. Рынок
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?
Тема 10. Домашнее хозяйство
Тема 11. Экономическая деятельность подростков
Тема 12. Труд с точки зрения закона
7
Социальная сфера
Тема 13. Социальная структура общества
Тема 14. Семья
4
Политика и право
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе
Тема 16. Государство и граждане
Тема 17. Право на службе человека
Тема 18. Конституция - Основной закон страны
Тема 19. Право и правопорядок
Тема 20. Как защититься от несправедливости
7
Духовная сфера общества
Тема 21. Наука и образование
Тема 22. Мораль
Тема 23. Идеал и ценности
3
Ребёнок в обществе
Тема 26. Ребенок в школе
Тема 27. Друзья и ровесники
Тема 24. Ребенок в семье
4
Резерв

1
7 классы

Регулирование поведения людей в обществе
Тема 1. Социальные нормы
Тема 2. Мораль
Тема 3. Право на службе человека
Тема 4. Правоспособность и дееспособность человека
Тема 5. Правоотношения
Тема 6. Правовой статус человека
Тема 7. Конституционные права и обязанности
Тема 8. Защита прав человека

21
Основы российского законодательства
Тема 9. Гражданские правоотношения
Тема 10.Семейные правоотношения
Тема 11. Трудовое право
Тема 12. Административные правоотношения и проступки
Тема 13. Уголовное право
Тема 14. Юридическая ответственность несовершеннолетних

12
Резерв

1
8 классы

Общество и человек
Тема 1. Что такое общество
Тема 2. Человек, природа и общество
Тема 3. Типология обществ
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Тема 5. Личность и социальная среда
Тема 6. Потребности человека
12
Экономическая сфера
Тема 9. Что такое экономика
Тема 10. Товар и деньги
Тема 11. Спрос и предложение
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция
Тема 13. Предпринимательство
Тема 14. Роль государства в экономике
Тема 15. Бюджет государства и семьи
Тема 16. Труд. Сущность и виды труда.
10
Социальная сфера
Тема 7. Социализация и воспитание
Тема 8. Общение
Тема 17. Социальная структура
Тема 18. Социальная стратификация.
Тема 19  Этнос: нации и народности.
Тема 20. Конфликты в обществе
Тема 21. Семья
11
Резерв

1
9 классы

Политическая сфера
Тема 1. Власть
Тема 2. Государство
Тема 3. Какие бывают государства.
Тема 4.Участие граждан в политической жизни.
13
Человек и его права
Тема 5. Право.
Тема 6. Закон и власть.
Тема 7. Право и имущественные отношения.
Тема 8. Труди право.
Тема 9. Право, семья, ребенок.
Тема 10. Преступление
13
Духовная сфера
Тема 11. Что такое культура
Тема 12. Нормы и формы культуры.
Тема 13. Религия
Тема 14. Искусство
Тема 15. Образование
Тема 16. Наука
7