суббота, 20 апреля 2019 г.

Программа по курсу ОДНКНР для 5 класса



I. Планируемые результаты обучения по Основам духовно – нравственной культуры народов России (ОДНКНР) за курс 5 класса:
1. К важнейшим личностным результатам изучения ОДНКНР относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
2. Метапредметные результаты изучения ОДНКНР выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
3. Предметные результаты изучения ОДНКНР в 5 классе включают:
Ученик научится:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.)
Ученик получит возможность научиться:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов;
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

II. Основное содержание курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Раздел 1. В мире культуры
Тема 1. Величие многонациональной российской культуры.
Тема 2. Человек – творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности
Тема 3. Береги   землю родимую, как мать любимую
Тема 4. Жизнь ратными подвигами полна
Тема 5. В труде – красота человека
Тема 6. Плод добрых трудов славен
Тема 7. Люди труда
Тема 8. Бережное отношение к природе                                                                          
Тема 9. Семья – хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура
Тема 10. Роль религии в развитии культуры
Тема 11. Культурное наследие христианской Руси
Тема 12. Культура ислама
Тема 13. Иудаизм и культура
Тема 14. Культурные традиции буддизма
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Тема 15. Забота государства о сохранении духовных ценностей
Тема 16. Хранить память предков
Раздел 5. Твой духовный мир
Тема 17. Твой духовный мир

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Раздел 1. В мире культуры
Тема 1. Величие многонациональной российской культуры.
Ученые, деятели литературы и искусства России  в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад  в мировую культуру. В культуре России  представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.
Тема 2. Человек – творец и носитель культуры
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад  в  нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы  нравственности    часть  культуры общества
Раздел 2. Нравственные ценности
Тема 3. Береги землю родимую, как мать любимую
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о  защите Родины. Примеры  героизма  и патриотизма, представленни  в эпических образах.
Тема 4. Жизнь ратными подвигами полна.
Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
Тема 5. В труде – красота человека
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.
Тема 6. Плод добрых трудов славен
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Тема 7. Люди труда
В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди,  славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад  в развитие культуры общества.
Тема 8. Бережное отношение к природе
С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно  и рационально.                                                                                                                               
Тема 9. Семья – хранитель духовных ценностей
Семья  – первая «школа»,  где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интерес  к культурным традициям российского народа.
Раздел 3. Религия и культура
Тема 10. Роль религии в развитии культуры
Роль религии в развитии культуры  человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений).
Тема 11. Культурное наследие христианской Руси
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после  принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси
Тема 12. Культура ислама
Возникновение  ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама.
Тема 13. Иудаизм и культура
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная история иудеев  в сюжета мировой живописи
Тема 14. Культурные традиции буддизма
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народ Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм  в российской столице. Культовые сооружения  буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Тема 15. Забота государства о сохранении духовных ценностей
Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры
Тема 16. Хранить память предков
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к  труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность
Раздел 5. Твой духовный мир
Тема 17. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения

III. Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата проведения урока
5 А
5 Б
5 В
1
Величие многонациональной российской культуры.




2
Величие многонациональной российской культуры.



3
Человек – творец и носитель культуры



4
Человек – творец и носитель культуры



5
Береги землю родимую, как мать любимую



6
Береги землю родимую, как мать любимую



7
Жизнь ратными подвигами полна



8
Жизнь ратными подвигами полна



9
В труде – красота человека



10
В труде – красота человека



11
Плод добрых трудов славен



12
Плод добрых трудов славен



13
Люди труда



14
Люди труда



15
Бережное отношение к природе



16
Бережное отношение к природе



17
Семья – хранитель духовных ценностей



18
Семья – хранитель духовных ценностей



19
Роль религии в развитии культуры




20
Роль религии в развитии культуры




21
Культурное наследие христианской Руси




22
Культурное наследие христианской Руси




23
Культура ислама



24
Иудаизм и культура




25
Иудаизм и культура



26
Культурные традиции буддизма



27
Культурные традиции буддизма



28
Забота государства о сохранении духовных ценностей



29
Забота государства о сохранении духовных ценностей



30
Хранить память предков



31
Хранить память предков



32
Твой духовный мир



33
Твой духовный мир




Итоговый тест для 5 класса по курсу
 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1 раздел. Величие многонациональной российской культуры.
1.       Кто из знаменитых людей работал в области астрономии?
А) К. Станиславский
Б) И. Репин
В) М. Ломоносов
1.2 Кто из знаменитых людей писал музыку?
А) И. Кулибин
Б) К. Брюллов
В) Д.Шостокович
1.3 Кто самый известный иконописец в России?
А) И. Репин
Б) А. Рублев
В) К. Брюллов
2 раздел. Человек - творец и носитель культурных ценностей.
2.1.  Найди соответствие пословиц.
А) Рана от языка не заживает
Б) Не ройся на дне мешка - не вспоминай прежних обид
В) Не тот друг, кто на празднике гуляет, о тот, кто в беде помогает
1. Настоящий друг не ждет, когда его на помощь позовут – сам приходит
2. Слово не воробей,  вылетит - не поймаешь
 3. Кто старое помянет - тому глаз вон
2.2.  В какой пословице заложено нравственное качество «справедливость»
А) Суди о человеке по его труду
Б) Дерево держится корнями, а человек - друзьями
В) Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя
2.3.  Выбери качества нравственного человека      
А) корысть                Б) милосердие        В) мстительность                      Г) бескорыстие Д)    жадность    Е) всепрощение        Ж) злоба             З) патриотизм
3 раздел. Береги землю родимую, как мать любимую    
3.1 Выбери литературного героя, который защищает Родину
А) Дюймовочка
Б) Никита Кожемяка
В) Аленушка
Г) Соловей-разбойник
Д) Герда

Е) Алеша Попович  
3.2 Сергий Радонежский   благословил  полководца
А) Александра Невского
Б) Дмитрия Донского
 Г) Иллариона Кутузова
3.3 Назови имя женщины, которая приняла участия в сражениях с Наполеоном
А) Галина Уланова
Б) Софья Ковалевская
Г) Надежда Дурова
4 раздел.  В труде красота человека
4.1 Выбери сказку о труде
А) 12месяцев С. Маршак
Б) Аленький цветочек А. Аксаков
В) Гадкий утенок Г. Андерсен
5 раздел. Плод добрых трудов славен
5.1 Продолжи предложение. Пророк Мухаммад очень много…
А) читал
Б) занимался физическим трудом
 В) занимался переводом иностранной литературы
6 раздел. Бережное отношение к природе
6.1 Кто из государственных деятелей подписал указ, в котором запрещается самовольная вырубка леса?
А) Екатерина 2
Б) Петр 1
В) Николай 2
 7 раздел. Семья - хранитель духовных ценностей.
7.1   Продолжи пословицы о семье
А) В семье разлад, так и …
Б) Вся семья вместе, так и …
В) Семейное согласие …
7.2  Эта книга о семейных ценностях
А) «Книга о здоровой и вкусной пище»
Б) «Домострой»
В) «Книга садовода»
8 раздел. Культурное наследие христианской Руси
8.1 На Руси христианство распространялась под влиянием
А) Франции
Б) Византии
Г) Китая
8.2 Христианство пришло на Русь
А) 1088г.
Б) 988г.
В) 910г.
8.3 Христианство пришло на Русь во время правления
А) кн. Ольги
Б) кн. Владимира
Г) кн. Ярослава
8.4 Славянский алфавит создали
А) Ярослав Мудрый
 Б) Дмитрий Донской
 В) Кирилл и Мефодий
8.5 С чьим именем связано книгопечатание на Руси
А) кн. Владимиром
Б) святителем Стефаном Пермским
Г) Антонием Печерским
8.6 Послушаем звон колоколов…
Благовест – это
А) погребальный звон
Б) звон во все колокола
В) мерные удары в один из больших колоколов
9 раздел. Культура Ислама
9.1 Где возник  Ислам?
А) Крымском полуострове
В) Командорских  островах
Г) Аравийском  полуострове
9.2  В мечетях преобладают украшения, изображающие
А) человека
 Б) животное
Г) орнамент
10 раздел. Иудаизм и культура
10.1 Тора -  главная книга у
А) христиан
Б) буддистов
В) иуд аистов
11 раздел. Культурные традиции буддизма
11.1 Где Буддизм зародился?
А) в России
Б) в Индии
В) в Египте
11.2 Танка - традиционное искусство
А) христиан
Б) мусульман
В) буддистов
12 раздел. Забота государства о сохранении духовных ценностей
12.1 Храм Христа Спасателя построен в честь победы
А) в Отечественной войне  1812г.
Б) в честь ледового побоища
В) в честь Отечественной войны 1941-1945гг.
Ответы к тестам
Раздел 1.
1.1 -В, 1.2-В, 1.3-Б
Раздел 2.
2.1. – А, 2- Б, 3, В- 1; 2.2. В; 2.3. Б, Г, Е, З
Раздел 3.
3.1.Б, Е; 3.2. Б; 3.3. В;
Раздел 4.
4.1. А
Раздел 5.
5.1. А
Раздел 6
6.1. Б
Раздел 7
7.1а) так и дому не рад; б) так и душа на месте; в) всегда дороже;  7.2. В
Раздел 8
8.1. Б; 8.2. Б
Раздел 9
9.1. Б; 9.2. В; 9.3. Б; 9.4. В
Раздел 10
10.1 Б; 10.2. В
Раздел 11
11.1. Б; 11. 2. В
Раздел 12
12.1. А