Приложение
к Основной образовательной программе
среднего общего образован
Рабочая
программа по курсу внеурочной деятельности
Глобальные проблемы современности
(социальное направление)
9 класс
Планируемые результаты обучения по курсу
«Глобальные проблемы современности»
- Личностные
универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
·
развитие личности в период ранней
юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к
изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего
объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее
потоке;
·
понимание сущности патриотизма, его
важности для успешного развития страны в современном мире,
·
познавательный интерес к
конституционному праву, избирательным технологиям;
·
осознание своей принадлежности к России,
российскому народу;
·
уважительное отношение к символам своей
страны;
·
признание
важность личного участия в делах во благо Родины;
·
объяснять, что значит для каждого лично
гражданственность и гражданские качества;
·
осознать необходимость активного участия
в жизни общества, свою принадлежность к вопросу о значении сотрудничества и
коллективных действий;
·
понимание важности единства всех жителей
страны.
Обучающиеся
получат возможность для формирования:
·
воспитание общероссийской идентичности,
гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим
и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской
Федерации;
·
освоение системы знаний, составляющих
основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых
для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения
последующего профессионального образования и самообразования;
·
овладение умениями получения и
осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
характерных социальных ролях;
·
формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в
сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий,
познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для
самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
- Метапредметные
результаты:
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучающиеся
научатся:
·
характеризовать
с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
проблемы человека в современном обществе;
·
осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по
определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских,
научных, правовых, политических, публицистических);
·
анализировать
и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее
из одной знаковой системы в другую;
·
сравнивать
социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
·
участвовать
в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
·
формулировать
на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
·
оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
·
применять
социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно и в группе находить варианты проявления
гражданской позиции, поступков патриота.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
·
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика),
·
координировать
свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться
и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
задавать
вопросы;
·
допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
·
учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
владеть
монологической и диалогической формой речи;
·
осуществлять
взаимный контроль.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
·
эффективно
выполнять типичные социальные роли; сознательно взаимодействовать с социальными
институтами;
·
ориентироваться
в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной
гражданской позиции;
·
давать
оценку общественным изменениям с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
·
осуществлять
самостоятельный поиса социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации;
· осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3. Предметные результаты
Обучающиеся научатся: научатся понимать социальные свойства человека,
его место в системе общественных отношений; закономерности развития общества
как сложной самоорганизующейся системы; основные социальные институты и
процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества; особенности
различных общественных наук, основные пути и способы социального и
гуманитарного познания; владеть основной терминологией источниковедения,
получат представление об основных группах и видах источников, обретут навыки их
анализа, овладеют определенной суммой фактологических сведений.
Обучающиеся получат возможность научиться: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы; проблемы человека в современном обществе; осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по
определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских,
научных, правовых, политических, публицистических); анализировать и
классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее
из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты
и мнения, аргументы и выводы; участвовать в дискуссиях по актуальным социальным
проблемам; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать различные
суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема занятия |
Форма организации |
Виды деятельности |
Образы человечества в культурных традициях и современных социально –
политических теориях (4 часа) |
Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
Поиск сайтов и извлечение нужной информации. Сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии
различных народов России на основе источников отечественной истории.
Подготовка сообщений, классных часов |
Мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века (4 часа) |
Совместно
распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу) |
Поиск сайтов и извлечение нужной информации |
Глобальная экономика (4 часа) |
Фронтальная, групповая |
Проведение бесед. Работа и анализ нормативно – правовых документов,
текстов. |
Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном
мире (10 часов) |
Совместно распределенная учебная деятельность
(включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу) |
Выявление проблем, ответы на вопросы по способам
реализации прав гражданина, проявления активной жизненной позиции |
Власть и информационное общество (5 часов) |
Групповая деятельность |
Анализ документов по заданным учителем параметрам,
избирательный процесс на практике, выборы президента класса |
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (5 часов) |
Игровая деятельность, тренинги, дебаты |
Анализ современной политической ситуации в России
и мире, роль личности в политике, применение знаний в конкретных жизненных
ситуациях, рассмотрение с позиций действующего законодательства действий,
мероприятий политических партий и общественно-политических движений |
Тематическое планирование
Тема занятия |
Количество
часов |
Образы
человечества в культурных традициях и современных социально – политических
теориях |
4 |
Мир
после крупнейшей геополитической катастрофы 20 века |
4 |
Глобальная
экономика |
4 |
Глобальная
безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире |
10 |
Власть и
информационное общество |
5 |
Россия в
глобальном мире: вызовы и задачи |
5 |