пятница, 4 августа 2023 г.

«Система формирующегося оценивания учащихся через участие в проектной деятельности»

 

Притча: «Однажды невестка сварила лапшу для занемогшей свекрови. Та неохотно приняла из её рук миску, понюхала и сердито бросила: «Не вкусно, забери». Невестка позвала золовку и отправила её к матери стой же миской лапши. Старуха стала с удовольствием есть, приговаривая: «Вот родная дочь вкусную лапшу приготовила».

Процесс оценивания в современной школе является открытым для всех участников образовательного процесса и критерии оценивания должны быть понятны как учителю, так и ученику[3].

Суть формирующего оценивания: не просто фиксировать результат, а выяснять, как идёт процесс обучения на начальной, промежуточной и итоговой стадии через участие обучающихся в предметных олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности [3].

На современном этапе развития общества проектно - исследовательская культура становится общенаучной областью знаний, под которой подразумевается комплекс знаний, умений, опыта, а так же личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях [1].

Проектно - исследовательская культура предполагает развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков анализа материалов[5].

Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между возрастающими требованиями к уровню проектно - исследовательской культуры учащихся и недостаточным развитием процесса формирования проектно - исследовательской культуры в урочной деятельности[5].

С сентября 2018 года я стала классным руководителем в 5Б. Накопленный опыт формирования проектно – исследовательской культуры учащихся позволяет реализовывать классный проект «Каждый в проекте» [4].

Цель - разработать модель процесса развития проектно - исследовательской культуры учащихся и реализовать данную модель через урочную и внеурочную деятельность.

Гипотеза: процесс развития проектной - исследовательской культуры учащихся будет эффективным, если:

на основе изучения теоретических основ и методологических подходов будет уточнена сущностная и содержательная характеристика проектно - исследовательской культуры учащихся;

будет разработана и реализована модель процесса развития проектно - исследовательской культуры учащихся.

Таким образом, реализация индивидуального проекта через внеурочную деятельность позволит сформировать проектно – исследовательскую культуру учащихся всего класса, стать одной из процедур оценки достижения метапредметных результатов в основной школе[5].

Идея исследования состоит в разработке модели процесса формирования проектно - исследовательской культуры сучащихся. Данная модель включает следующие компоненты:

Целевой компонент модели отражает направленность процесса обучения на формирование проектно - исследовательской культуры;

Содержательный компонент направлен на овладение знаниями, умениями в области обществоведческих дисциплин;

Результативный компонент показывает уровень развития проектно - исследовательской культуры.

Поисково – теоретический этап исследования (2018 – 2019гг.) включал в себя теоретический анализ проблемы, разработку основы модели формирования проектно - исследовательской культуры учащихся.

На формирующем этапе (2019/2020 – 2020/21гг.) проверялись и конкретизировались ключевые понятия теоретического положения исследования. Была проведена психолого – педагогическая диагностика внутреннего развития обучающихся в 7 класса по 2 блокам: мотивационно – личностным характеристикам и интеллектуальным, творческим способностям.

На обобщающем этапе (2021 – 2023гг.) будут обрабатываться результаты педагогического опыта, формулироваться выводы и результативность классного проекта «Каждый в проекте».

Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного формирования проектно - исследовательской культуры учащихся не возможен без психолого – педагогический диагностики. В исследовательской работе я исходила из того, что требования, предъявляемые ученику должны соответствовать его психологическим возможностям. Исследование по опроснику Айзенке позволило определить процентное соотношение учеников с различными типами темперамента и определить поведенческие индикаторы (по Свассинг и Барб). Это помогло выбрать адекватные способы подачи материала и контроля за его усвоением[5]. Выявленный индекс интеллекта обучающихся (по Я.Стреляу) показал, что 63% учеников имеют средние показатели интеллекта, к тому же 76% обучаемых имеют высокий уровень процессов возбуждения.

Результативность инновационной деятельности выявлено на 2 уровнях сформированности проектно - исследовательской культуры учащихся. На уровне содержательного компонента модели – это внешняя (суммирующая) отметка, которая складывается из результатов четвертных, годовых отметок, внешних срезов.

 

На уровне результативного компонента модели – это формирующаяся отметка, которая складывается по увеличение количественных и качественных показателей участия учеников проектно – исследовательских, научно – практических конференциях разных уровней[4].

17 октября 2018 года 6 ребят представили визитки проектов в рамках фестиваля «Планета знаний»: Бредихин Л. «Золотые ворота Сан-Франциско», Широкушкна А. «Древний Китай - родина бумаги», Лаврушкина А. «Мода Древней Греции: история костюма и одежды», Исайченков Г. «Стрелковое оружие СССР и Германии», Иптышева В. «Великие тайны Великой китайской стены», Ольховский И. «К моим истокам».

В октябре 2019 года в защите визиток проектов в рамках фестиваля «Планета знаний» участвовало 14 учеников:

Бредихин Л. «История Собора Василия Блаженного»; Вдовиченко А. «Боевые искусства древней Японии»; Детин Ф. «История зубной щётки»; Исайченков Г. «На чьей стороне превосходство?»; Иптышева В. «Мужские и женские имена моей малой Родины»; Задирейко В. «История блокадного Ленинграда»; Лаврушкина А. «Секрет названия конфет»; Морякова М. «Кодекс самурая»; Манн А. «Величие Петра Первого»; Магдаласова М. «Статуя Свободы в Нью-Йорке»; Новикова А. «Особенности новогодней игрушки»; Смолина А. «Эпоха Возрождения в Италии»; Широкушкина А. «Роль никнейма в Интернете; Уваров А. «Удобные способы устного счёта».

В октябре 2020 года в проектной деятельности приняло участие 26 учащихся из 28: Вдовиченко А. «История возникновения Пизанской башни», Задирейко В.  «События, которые потрясли мир», Зубарева А. «Троице Сергиевская Лавра: от основания до наших дней», Иптышева В. «Коллекционирование как социо-культурный феномен», Исайченков Г. «Принципы работы автомата Калашникова, Лебедев В. «PLAY-HISTORY», Манн А. «Награды и порядок награждения военнослужащих» и другие.

В октябре 2021 года все учащиеся 8 б класса включились в проектную деятельность: Андреев Г. «История изучения масштабов (размеров) небесных тел», Архипова. «Загадочная личность Петра III», Бабич М. «Компьютеризация в XXI веке: перспективы», Бушуев В. «История Абакана», Вдовиченко А. «История становления города Абакана», Галат В. «Вода, которую мы пьем», Дробков К. «Турбина в ГЭС, её виды и принцип работы», Ерахтин Л. «История развития архитектуры в эпоху средневековья», Задирейко В. «Герои ВОВ с неограниченными возможностями», Зубарева А. «Центробежная сила в жизни человека», Исайченков Г. «Сравнение кампаний советских и американских войск в Афганистане»», Лаврушкина А. «Причины возникновения межличностных конфликтов и пути их разрешения», Никулина К. «Английский юмор», Овчинников Е. «Новые слова, появившиеся с короновирусом», Ольховский И. «Унаследованы ли биометрические узоры отпечатков пальцев», Рахмонова Э. «Влияние Великой депрессии на последующее экономическое развитие стран мира», Пушин А. «Принцип Дирихле», Сиротин. «История развития военно-морского флота», Ташкенов К. «Графическое путешествие», Тодышев В. «Градоначальники города Абакана», Широкушкина А. «Голограммы», «Кредиты», Шигаев Н. «Техника молекулярной кухни»

В мае 2018/2019 года ребята успешно выступили на Муниципальной НПК «Новые горизонты»: победителями стали 2 человека, 4 - призёрами (награждены дипломам 2 степени).

В 2019/2020 учебном году на Городской конференции школьников «Георгиевские чтения» Задирейко В. стал победителем, Исайченков Г. – призёром. Так же Задирейко В. стал победителем НПК  «Наука – наше будущее» (ХТИ), номинация «Обществознание». 3 победителя и 8 призёров на Региональном конкурсе «Новые горизонты -2020». Овчинников Е. стал призёром Открытых Всероссийских Астафьевских чтений.

В 2020/2021 учебном году по итогам НПК Дни науки «Катановские чтения-2021»: Задирейко В. – победитель, Исайченков Г., Манн А. – призёры.

Статья Задирейко В. «Блокадный Ленинград в истории моей семьи» опубликована в материалах X Всероссийской студенческой НПК с международным участием //От учебного задания – к научному поиск. От реферата к открытию: материалы - Абакан, издательство ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова», 2021.

На Городской конференции школьников «Георгиевские чтения» Манн А. стал победителем. Результаты участия в Муниципальной НПК «Юность науки» следующие: Исайченков Г., Бредихин Л. – победители, Рахмонова Э., Задирейко В., Овчинников Е., Манн А. – призёры.

В 2021/2022 учебном году все учащиеся 8 класса вовлечены в проектную деятельность: 13 учеников выбрали тематику по естественно – научному профилю, 12 – социально-гуманитарному. Результаты участия в Муниципальной НПК «Юность науки – 2022» - 1 победитель, 3 призёра.

В этом году впервые была проведена Региональная НПК школьников им. С.П.Ултургашева «Старт в науку». Результаты следующие: 3 победителя, 2 призёра. 5 победителей и 10 призёров на Региональном конкурсе «Новые горизонты -2022».

Проведённый мониторинг формирования коммуникативных УУД среди учащихся 8 Б класса показал, что 33 % учащихся (9 учащихся) обладают высоким уровнем сформированности данного умения, 60% - средним уровнем (16 учащихся).

Высокий уровень регулятивного умения составил 20% (6 учеников), средний уровень – 70% (19 учеников). Блок регулятивных действий представлен действиями, обеспечивающие организацию учащимся своей проектной деятельности: целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Высокий уровень сформированности познавательных учебных действий составил 40% (11 учащихся), средний уровень - 50 % (14 учащихся).

Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Таким образом, дальнейшее включение учащихся класса в проектную деятельности позволит сформировать проектно – исследовательскую культуру.

Учащиеся смогут освоить алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, научатся самостоятельно искать и анализировать информацию, приобретут новые знания и умения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели[2].

Список литературы

1. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа.- 2001.- №2.- с. 69-74.

2. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001. - 103 с.

3. Иоффе А. Проблема оценивания в гражданском образовании// Гражданское общество: содержание и активные методы обучения. – Москва, 2006. – 184 с.

4. Кудрявцева Т.Ю. «Каждый в проекте» (каждый в проекте…классный проект) /блог Кудрявцевой Т.Ю. [электронный ресурс]. URL: https://kudryavceva.blogspot.com/2022/02/ (дата обращения 13.02.2022)

5. Проказова О.Г. Исследовательский проект старшеклассника как средство развития творческой познавательной деятельности // Изд. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. - 2006. -№ 4. - с. 53-56.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированного образования//Народное образование.- 2003. -№2.-с.58 -64.