вторник, 6 августа 2019 г.

Урок "Роль партизанского движения в Отечественной войне 1812 г.».


Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма урока: групповое занятие.
Вид урока: семинар – исследование.
Технологии: педагогическая мастерская, мультимедийная технология.
Возрастная группа: обучающиеся 8 класса.
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить с ходом и значением партизанского движения в Отечественной войны 1812г.; её роли в подготовке контрнаступления русской армии и окончательного разгрома Наполеона; показать народный освободительный характер войны 1812 года;
2. Развивающая: развитие умения извлекать необходимую информацию из различных источников для решения познавательных задач дискуссионного типа (формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в урочной деятельности); оценивать события ретроспективно, формировать личностное отношение к изучаемому вопросу;
3. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русских солдат и полководцев, их высокого понимания своего долга перед Отчизной, чувство национальной гордости и любви к своему Отечеству.
УМК и оборудование:
1.      Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2.      Денис Давыдов. Дневник партизанских действий 1812 года.
3.      Пакеты с источниками исторической информации;
4.      Мультимедийная презентация урока.
Ход урока:
I этап урока:
1.                  Индуктор. Индуктором к данной мастерской является отрывок из романа Л.Н.Толстой «Война и мир»:
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил,..поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
2. Творческое задание. Участникам мастерской предлагается на основе анализа исторических источников дать характеристику партизанского движения.
3Работа с материалами.
1 группа (определение причин возникновения партизанского движения): Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы.
Почему же бесправное крестьянство, безжалостно угнетаемое крепостниками-помещиками, поднялось на борьбу против своего, казалось бы, "освободителя"? Ни о каком освобождении крестьян от крепостной зависимости или улучшения их бесправного положения Наполеон и не думал. Если вначале и произносились многообещающие фразы об освобождении крепостных и даже поговаривали о необходимости выпустить какую-то прокламацию, то это было лишь тактическим ходом, с помощью которого Наполеон рассчитывал припугнуть помещиков. По мнению соратников Наполеона, для него было "важно упрочить монархизм во Франции и ему трудно было проповедовать революцию в Россию".
Первые же распоряжения администрации, учрежденной Наполеоном в занятых областях, направлялись против крепостных крестьян, в защиту помещиков-крепостников. Временное литовское "правительство", подчиненное наполеоновскому губернатору, в одном из первых же постановлений обязало всех крестьян и вообще сельских жителей беспрекословно повиноваться помещикам, по-прежнему исполнять все работы и повинности, а тех, кто будет уклоняться, надлежало строго наказывать, привлекая для этого, если того потребуют обстоятельства, военную силу.
Крестьяне быстро поняли, что нашествие французских завоевателей ставит их в еще более тяжелое и унизительное положение, чем-то, в котором они находились до этого. Борьбу с иностранными поработителями крестьяне связывали также с надеждой на освобождение их от крепостной зависимости.
2 группа (характеристика крестьянских партизанских отрядов): Самой массовой формой борьбы народных масс России с захватчиками была борьба за продовольствие. Уже с первых дней нашествия французы требовали от населения большого количества хлеба и фуража для снабжения армии. Но крестьяне не хотели отдавать хлеб врагу. От пассивных форм сопротивления крестьяне все чаще начинают переходить к активным, вооруженным. Повсеместно - от западной границы до Москвы - начинают возникать крестьянские партизанские отряды. Один из таких крупных партизанских отрядов (до 4 тыс. человек) возглавил в районе Гжатска солдат Еремей Четвертаков.
Еремей Васильевич Четвертаков был рядовым солдатом драгунского кавалерийского полка, входившего в августе 1812 г. в арьергард русской армии под командованием генерала Коновницына. В одной из таких стычек 31 августа с авангардом французских войск, рвавшихся к Москве, у села Царево-Займище эскадрон, в котором находился Четвертаков, попал в плен. На четвертый день плена, при помощи одного из караульных солдат, бежал.
Вначале Еремей Васильевич попытался пробиться к своим. Но это оказалось делом сложным - всюду маячили конные и пешие патрули противника. Тогда смекалистый солдат лесными тропами пробрался от Смоленской дороги к югу и вышел к деревне Задково. Не дожидаясь никакого приказа, Четвертаков на свой страх и риск начал создавать партизанский отряд из жителей этой деревни.
Почти никто не умел ездить верхом, а быстрота передвижения, маневренность были залогом успехов партизан. Четвертаков начал с того, что создал "партизанскую школу". Для начала он обучил своих подопечных элементам кавалерийской верховой езды и простейшим командам. Затем под его наблюдением деревенский кузнец сковал несколько самодельных казацких пик. Но надо было достать и огнестрельное оружие. В деревне конечно его не было. Где взять? Только у противника.
И вот 50 лучше всего обученных партизан верхом на лошадях, вооруженных самодельными пиками и топорами, под покровом ночи совершили свой первый рейд. Еремей Четвертаков отдал первую воинскую команду - "В ружье!" Французов вдвое больше, но на стороне партизан смекалка и знание местности. Снова засада, снова короткий бой, на этот раз со стрельбой уже не по мишеням, и снова успех: 15 оккупантов остаются лежать на дороге, остальные поспешно бегут, бросив боеприпасы и оружие. Вот теперь можно было воевать всерьез!
Слухи об успехах задковских партизан под командованием бежавшего из плена лихого драгуна широко распространились по всей округе. Не прошло и двух недель со дня последнего боя, как к Четвертакову потянулись крестьяне со всех окрестных деревень: "Возьми, батюшка, под свое начале". Вскоре партизанский отряд Четвертакова достиг трехсот человек.
Четвертаков храбро сражался во время заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. и закончил войну в Париже.
3 группа (характеристика армейских партизанских отрядов): Инициатором создания конных воинских партизанских команд выступил известный поэт-партизан Денис Давыдов, получивший поддержку Багратиона и Кутузова. Давыдов же и возглавил первый такой маневренный отряд из 200 человек гусар и казаков незадолго до Бородинской битвы.
Отряд Давыдова действовал сначала против небольших 180 групп противника (фуражирных команд, небольших обозов и т. д.). Постепенно команда Давыдова обрастала за счет отбитых русских пленных. "За неимением русских мундиров я одел их во французские мундиры и вооружил их французскими ружьями, оставя им для приметы русские фуражки вместо киверов",^ писал позднее Д. Давыдов. 'Вскоре у Давыдова было уже 500 человек. Это позволило ему увеличить размах операций. 12 сентября 1812 г. отряд Давыдова разгромил крупный обоз неприятеля в районе Вязьмы. В плен было захвачено 276 солдат, 32 повозки, две фуры с патронами и 340 ружей, которые Давыдов передал ополченцам.
Французы не на шутку встревожились, видя успешные действия отряда Давыдова в районе Вязьмы. Для: его разгрома был выделен 2-тысячный карательный отряд, но все усилия были тщетны - местные крестьяне вовремя предупреждали Давыдова, и он уходил от карателей, продолжая громить обозы противника и отбивая русских военнопленных. Впоследствии Д. В. Давыдов обобщил и систематизировал военные результаты действий войсковых партизан в двух своих работах 1821 года: "Опыт теории партизанских действий" и "Дневник партизанских действий 1812 г.", где справедливо подчеркнул значительный эффект этой новой для XIX в. формы войны для поражения неприятеля.
4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления обучающихся.
5. Промежуточная рефлексия. Какие качества патриота вы можете назвать в отношении участников партизанского движения?
6. Разрыв. Учитель сообщает, что будем читать отрывок из дневника Д.Давыдова «Дневник партизанских действий 1812 года », в котором будут ключевые слова:
Партизанский отряд Война Плен Смерть Жестокость Жалость Сострадание
Ученикам предлагается предположить, о чём может быть повествование. На эту работу отводится не более 5 минут. Пример из практики. Обучающимися были озвучены такие версии: Партизаны взяли «языка». Пленный под угрозой расстрела рассказал все, что знал о расположении своей части. Теперь он больше не был интересен партизанам. Кто-то предложил пленного расстрелять, но кто-то выступил в защиту врага, к тому же враг был ранен.
II этап урока:
1.      Творческое задание группам. Предлагаем обучающимся познакомиться с отрывком из дневника Д.Давыдова «Дневник партизанский действий1812года». Чтобы активизировать учеников в процессе чтения, просим их делать пометки на полях (прием «Инсерт»).
2.        Работа с материалами.
Денис Давыдов Дневник партизанских действий 1812 года (отрывок)
Я уже давно слышал о варварстве сего последнего, но не мог верить, чтобы оно простиралось до убийства врагов безоружных, особенно в такое время, когда обстоятельства отечества стали исправляться и, казалось, никакое низкое чувство, еще менее мщение, не имело места в сердцах, исполненных сильнейшею и совершеннейшею радостью! Но едва он узнал о моих пленных, как бросился просить меня, чтобы я позволил растерзать их каким-то новым казакам его, которые, как говорил он, еще не натравлены. Не могу выразить, что почувствовал я при противуположности слов сих с красивыми чертами лица Фигнера и взором его - добрым и приятным! Но когда вспомнил превосходные военные дарования его, отважность, предприимчивость, деятельность - все качества, составляющие необыкновенного воина, - я с сожалением сказал ему: "Не лишай меня, Александр Самойлович, заблуждения. Оставь меня думать, что великодушие есть душа твоих дарований; без него они - вред, а не польза, а как русскому, мне бы хотелось, чтобы у нас полезных людей было побольше".
Он на это сказал мне: "Разве ты не расстреливаешь?" - "Да, - говорил я, расстрелял двух изменников отечеству, из коих один был грабитель храма божия". - "Ты, верно, расстреливал и пленных?" - "Боже меня сохрани! Хоть вели тайно разведать у казаков моих". - "Ну, так походим вместе, - он отвечал мне, - тогда ты покинешь все предрассудки". - "Если солдатская честь и сострадание к несчастию - предрассудки, то их предпочитаю твоему рассудку! Послушай, Александр Самойлович, - продолжал я. - Я прощаю смертоубийству, коему причина - заблуждение сердца огненного; возмездие души, гордой за презрение, оказанное ей некогда спесивой ничтожностию; лишняя страсть к благу общему, часто вредная, но очаровательная в великодушии своем! И пока вижу в человеке возвышенность чувств, увлекающих его на подвиги отважные, безрассудные и даже бесчеловечные, - я подам руку сему благородному чудовищу и готов делить с ним мнение людей, хотя бы чести его приговор написан был в сердцах всего человечества! Но презираю убийцу по расчетам или по врожденной склонности к разрушению".
Мы замолчали. Однако, опасаясь, чтобы он не велел похитить ночью пленных моих, я, под предлогом отдавать приказания партии, вышел из избы, удвоил секретно стражу, поручил сохранение их на ответственность урядника, за ними надзиравшего, и отослал их рано поутру в главную квартиру.
3.                  Социализация – представление группами результатов своей работы. После чтения текста учитель предлагает сформулировать проблему в виде вопроса. (Что же делать с пленными? Расстреливать или помиловать?). Дальше учитель предлагает в группах оценить поступки Александра Самойловича Фигнера и Дениса Давыдова. Ученикам предлагаются несколько афоризмов для обоснования собственной позиции:
1. Солдат не разбойник (А.Суворов)
2. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине (Анатоль Франс)
3. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования (Ф.М. Достоевский)
4. Тот, кто врага не добьет – победит вдвойне (Петроний Арбитр Гай)
5. Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления (Плутарх)
6. Думать, что бессильный враг не может вредить, это думать, что искра не может произвести пожара (Саади)
7. Не милуй слабого врага, ибо, если он станет мощным, он тебя не помилует (Саади)
4. Рефлексия. Давайте вернемся к записям, сделанным в тетради в начале урока. Чей прогноз оказался верным? Используя графические обозначения, сделайте пометки в тетради.
V – предположение подтвердилось
X – оказалось ложным
?  – не нашли подтверждения в тексте
Учитель: Подберите свои ключевые слова к прочитанному тексту. Примеры из практики. В классе прозвучали такие слова: Доброта Сострадание Человечность Пленный Жестокость
Ученикам предлагается выполнить домашнее задание: напишите о том, какими правами, по вашему мнению, должны обладать люди, оказавшиеся в плену.