При
использовании (реализации) учебно – исследовательских практик на уроках истории
учителю необходимо акцентировать внимание на организации активной,
практикоориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся, чтобы
знания не были, по словам В.О.Ключевского, «простым балластом памяти». Роль
учителя сводится не столько к передаче готовой информации, сколько к
консультированию, руководству самостоятельным поиском учеников.
Расширить
проблематику содержания базового исторического курса, создать условия для
отработки учащимися определенных исследовательских навыков работы с
историческим источником, совершенствования умений формулировать собственную
аргументированную позицию может позволить система учебно – исследовательских
практик на уроках истории.
В
ходе использования учебно – исследовательских практик учащиеся на основе ранее
полученных знаний и опорных умений в новой учебной ситуации самостоятельно
решают проблемно-познавательные задачи, публично представляют результаты
индивидуальной и коллективной творческой деятельности, осваивают более сложные
способы изучения исторического прошлого. Проведение занятий должно быть
нацелено на установление тесных межпредметных связей, овладение обобщенными
способами извлечения, осмысления и предъявления информации. При этом в
зависимости от познавательных возможностей и интересов старшеклассников занятия
могут быть специализированными (по определенной теме) или интегрированными.
Организуются они с использованием самых различных форм (групповые занятия;
семинары; конференции; диспуты с такими видами деятельности, как
исследовательская, проектная, игровая и др.) на основе привлечения широкого
спектра исторических источников.
Общеизвестно,
что исторические источники - это весь комплекс документов и предметов
материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс,
запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее
источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.
Основное
место при проведении занятий с использованием учебно – исследовательских
практик целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных
текстов (в том числе вариативных, альтернативных). Наряду с хорошо известными
учащимся видами (летописи, законодательные акты, труды историков и др.) могут
быть широко привлечены источники информации не совсем привычные для школьного
курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать
выработку личностного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и
процессам. Имеются в виду, например, такие источники, как эпистолярное наследие
(частная переписка); биографические справки, произведения публицистического,
карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, современников, иностранцев;
статистика, художественная литература и т.д. Все они могут стать основой для
изучения таких тем, как «Проблемы привилегии власти и прав подданных в
переписке Андрея Курбского и Ивана Грозного», «Россия ХV-ХVI вв. глазами иностранцев», «Время творило характеры..»:
исторические портреты и сравнительная характеристика А.А.Аракчеева и
М.М.Сперанского, «Карикатурный жанр о российской действительности середины XIX
в.», «Статистические данные об особенностях социально-экономического развития
России в пореформенный период», «Историческое прошлое в художественной
литературе».
Проблемы,
выносимые на занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными
для учеников. Организация работы с источниками дополнит видов заданий. Уместно
предложить ученикам: - подготовить аннотацию - краткую характеристику
содержания текста;
-
написать рецензию - газетно-журнальный
жанр, предполагающий критический анализ и оценку, отзыв на что-либо;
- составить резюме - краткое изложение речи,
статьи и т.д., основные выводы;
-
создать эссе - жанр прозы, сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную позицию
автора по какому-либо вопросу с непринужденным, часто парадоксальным
изложением, ориентированным на разговорную речь;
-
дать аргументированный прогноз развития процессов и явлений;
- составить развернутую характеристику
исторических персоналий, когда требуются показ исторической обусловленности,
объяснение мотивов деятельности того или иного человека, раскрытие его
взглядов, черт характера, описание внешнего облика, предъявление различных
оценок его жизнедеятельности и др. Для эффективности занятий необходимо наличие
раздаточного материала, доступной литературы.
Такие
виды заданий как написание исторического эссе, является одним из важных заданий
в ЕГЭ по истории с 2017 года. При написании эссе необходимо не только назвать
исторические события, но и указать причинно – следственные связи между
событиями, охарактеризовать роль исторических личностей в значительной степени
повлиявших на результаты названных событий, ученик должен уметь дать оценку
влияния рассматриваемых событий на дальнейшую историю России с опорой на
исторические события.