четверг, 14 февраля 2019 г.

Учебно – исследовательские практики на уроках истории в старшей школе


При использовании (реализации) учебно – исследовательских практик на уроках истории учителю необходимо акцентировать внимание на организации активной, практикоориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся, чтобы знания не были, по словам В.О.Ключевского, «простым балластом памяти». Роль учителя сводится не столько к передаче готовой информации, сколько к консультированию, руководству самостоятельным поиском учеников.
Расширить проблематику содержания базового исторического курса, создать условия для отработки учащимися определенных исследовательских навыков работы с историческим источником, совершенствования умений формулировать собственную аргументированную позицию может позволить система учебно – исследовательских практик на уроках истории.
В ходе использования учебно – исследовательских практик учащиеся на основе ранее полученных знаний и опорных умений в новой учебной ситуации самостоятельно решают проблемно-познавательные задачи, публично представляют результаты индивидуальной и коллективной творческой деятельности, осваивают более сложные способы изучения исторического прошлого. Проведение занятий должно быть нацелено на установление тесных межпредметных связей, овладение обобщенными способами извлечения, осмысления и предъявления информации. При этом в зависимости от познавательных возможностей и интересов старшеклассников занятия могут быть специализированными (по определенной теме) или интегрированными. Организуются они с использованием самых различных форм (групповые занятия; семинары; конференции; диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная, игровая и др.) на основе привлечения широкого спектра исторических источников.
Общеизвестно, что исторические источники - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.
Основное место при проведении занятий с использованием учебно – исследовательских практик целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). Наряду с хорошо известными учащимся видами (летописи, законодательные акты, труды историков и др.) могут быть широко привлечены источники информации не совсем привычные для школьного курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личностного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам. Имеются в виду, например, такие источники, как эпистолярное наследие (частная переписка); биографические справки, произведения публицистического, карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, современников, иностранцев; статистика, художественная литература и т.д. Все они могут стать основой для изучения таких тем, как «Проблемы привилегии власти и прав подданных в переписке Андрея Курбского и Ивана Грозного», «Россия ХVVI вв. глазами иностранцев», «Время творило характеры..»: исторические портреты и сравнительная характеристика А.А.Аракчеева и М.М.Сперанского, «Карикатурный жанр о российской действительности середины XIX в.», «Статистические данные об особенностях социально-экономического развития России в пореформенный период», «Историческое прошлое в художественной литературе».
Проблемы, выносимые на занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными для учеников. Организация работы с источниками дополнит видов заданий. Уместно предложить ученикам: - подготовить аннотацию - краткую характеристику содержания текста;
- написать рецензию  - газетно-журнальный жанр, предполагающий критический анализ и оценку, отзыв на что-либо;
 - составить резюме - краткое изложение речи, статьи и т.д., основные выводы;
- создать эссе - жанр прозы, сочетающий в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора по какому-либо вопросу с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь;
- дать аргументированный прогноз развития процессов и явлений;
 - составить развернутую характеристику исторических персоналий, когда требуются показ исторической обусловленности, объяснение мотивов деятельности того или иного человека, раскрытие его взглядов, черт характера, описание внешнего облика, предъявление различных оценок его жизнедеятельности и др. Для эффективности занятий необходимо наличие раздаточного материала, доступной литературы.
Такие виды заданий как написание исторического эссе, является одним из важных заданий в ЕГЭ по истории с 2017 года. При написании эссе необходимо не только назвать исторические события, но и указать причинно – следственные связи между событиями, охарактеризовать роль исторических личностей в значительной степени повлиявших на результаты названных событий, ученик должен уметь дать оценку влияния рассматриваемых событий на дальнейшую историю России с опорой на исторические события.