Одной
из приоритетных задач российской программы модернизации образования является формирование
у школьников определённого набора компетенций – способов действий,
обеспечивающих вхождение молодого человека в социальную жизнь.
Идеальной
системы обучения не существует, поэтому целесообразно отобрать те
педагогические технологии, которые позволили бы найти оптимальные пути обучения
учащихся, с одной стороны, соответствующие требованиям Обязательного минимума к
уровню подготовки учащихся, с другой стороны, формирующие ключевые компетенции.
При
использование ИКТ приоритетной целью обучения становится овладение учащимися
информационной компетентностью. Особая роль информационной компетентности
заключается в том, что она является основой информационной деятельности –
главного вида деятельности в современном обществе. Под информационной
компетентности понимается умение получать и сравнивать информацию из различных
источников; обрабатывать информацию и на её основе создавать новое содержание;
выбирать наиболее важные и наглядные сведения из общего информационного потока.
«Тот, кто владеет информацией – владеет миром».
Применение
образовательных мультимедийных контентов может стать основой для освоения и
использования информационных и телекоммуникационных технологий, формирующих
информационную компетентность.
Использование
ИКТ стоит рассматривать в качестве мощного ресурса в преподавании. Сам по себе
компьютер, как любое техническое средство не может сделать обучение
эффективным. Если мультимедиа – объекты лишь иллюстрируют монолог учителя, то
эффективность такого занятия не будет высокой. Но если материал с
использованием мультимедиа – объектов станет источником последующего обсуждения
между учениками, основой дискуссии, то можно говорить о повышении
результативности занятия.
Рассмотрим урок
«Социальная структура российского общества в начале XX века». В начале
занятия перед учащимися ставится проблемное задание: «Была ли поляризована
социальная жизнь в России в начале XX века?». Учащиеся делятся на группы,
каждая из которых начинает работу над социально – экономическим портретом класса
или сословия. Ребята анализируют данные таблиц «Среднегодовые цены в России в
1913г.», «Количественный состав рабочего класса», диаграммы «Валовые сборы
хлебов в 1909 – 1913 гг.», «Состав крестьянства», «Экономическое обоснование
крестьянства передачи им части помещичьих земель», смотрят документальную
съёмку о положении рабочего класса, фотографии крестьян, фабрикантов,
помещиков.
Затем каждая
группа представляет характеристику того или иного класса через устные выступления,
и выходят на решение проблемного задания «Была ли поляризована социальная жизнь
в России в начале XX века?».
При проведении
урока «Политическая система 30-х гг. XX в.» возможно использование, как ИКТ,
так и технологии педагогической мастерской.
Главная цель
мастерской – став на время «участниками» событий 30-х гг. XX в., осознать
трагичность, сложность, противоречивость этого времени. Использование
образовательного мультимедийного контента КМ – Школы позволяет расширить
информационное пространство через использование видео – и аудиофрагментов,
статей из энциклопедии, иллюстраций плакатов, фотографий.
Урок можно
построить на использование контрастного материала. В начале урока учитель
предлагает просмотреть мультимедиа – объекты, демонстрирующие победу
социалистического строя. Затем учащиеся дают характеристику Советского
государства, исходя из увиденного материала.
На следующем
этапе учащимся предлагается мультимедиа - объекты о проводимых репрессиях 30-х
гг. Советском государстве – это статьи из энциклопедии, видеофрагменты,
фотографии. Учащимся вновь предлагается дать характеристику Советскому
государству, используя новый материал.
Учитель
предлагает сравнить изменения в приведённых характеристиках. Ставится
проблемное задание: «Так какой была политическая система 30-х гг. XX в.»
Используя различные источники информации, учащиеся актуализируют и углубляют
знания о трагичном периоде истории нашей страны.
Таким образом,
образовательный мультимедийный контент позволяет организовать учебный процесс
на любом уровне углубленного изучения исторического материала, широко применять
активные формы и методы обучения.
Мультимедиа –
программы:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М.: Издательство Кирилла и
Мефодия, 2001.
2. Россия на рубеже третьего тысячелетия. – М.: Издательство
1С, 2000.
3.Энциклопедия России с 862 -1917 гг.- М.: Издательство Коминфо, 2000.
4. Энциклопедия династия
Романовых. – М.: Издательство 1С, 2000.
5. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, 20 век. – М.: Издательство
Клио софт, 2000.
6. История Отечества. Мультимедиа курс. – М: Современный гуманитарный
университет, 2002