четверг, 19 марта 2020 г.

К вопросу о методиках построения занятий по истории с использованием образовательного мультимедийного контента


Одной из приоритетных задач российской программы модернизации образования является формирование у школьников определённого набора компетенций – способов действий, обеспечивающих вхождение молодого человека в социальную жизнь.
Идеальной системы обучения не существует, поэтому целесообразно отобрать те педагогические технологии, которые позволили бы найти оптимальные пути обучения учащихся, с одной стороны, соответствующие требованиям Обязательного минимума к уровню подготовки учащихся, с другой стороны, формирующие ключевые компетенции.
При использование ИКТ приоритетной целью обучения становится овладение учащимися информационной компетентностью. Особая роль информационной компетентности заключается в том, что она является основой информационной деятельности – главного вида деятельности в современном обществе. Под информационной компетентности понимается умение получать и сравнивать информацию из различных источников; обрабатывать информацию и на её основе создавать новое содержание; выбирать наиболее важные и наглядные сведения из общего информационного потока. «Тот, кто владеет информацией – владеет миром».
Применение образовательных мультимедийных контентов может стать основой для освоения и использования информационных и телекоммуникационных технологий, формирующих информационную компетентность.
Использование ИКТ стоит рассматривать в качестве мощного ресурса в преподавании. Сам по себе компьютер, как любое техническое средство не может сделать обучение эффективным. Если мультимедиа – объекты лишь иллюстрируют монолог учителя, то эффективность такого занятия не будет высокой. Но если материал с использованием мультимедиа – объектов станет источником последующего обсуждения между учениками, основой дискуссии, то можно говорить о повышении результативности занятия.
Рассмотрим урок «Социальная структура российского общества в начале XX века». В начале занятия перед учащимися ставится проблемное задание: «Была ли поляризована социальная жизнь в России в начале XX века?». Учащиеся делятся на группы, каждая из которых начинает работу над социально – экономическим портретом класса или сословия. Ребята анализируют данные таблиц «Среднегодовые цены в России в 1913г.», «Количественный состав рабочего класса», диаграммы «Валовые сборы хлебов в 1909 – 1913 гг.», «Состав крестьянства», «Экономическое обоснование крестьянства передачи им части помещичьих земель», смотрят документальную съёмку о положении рабочего класса, фотографии крестьян, фабрикантов, помещиков.
Затем каждая группа представляет характеристику того или иного класса через устные выступления, и выходят на решение проблемного задания «Была ли поляризована социальная жизнь в России в начале XX века?».
При проведении урока «Политическая система 30-х гг. XX в.» возможно использование, как ИКТ, так и технологии педагогической мастерской.
Главная цель мастерской – став на время «участниками» событий 30-х гг. XX в., осознать трагичность, сложность, противоречивость этого времени. Использование образовательного мультимедийного контента КМ – Школы позволяет расширить информационное пространство через использование видео – и аудиофрагментов, статей из энциклопедии, иллюстраций плакатов, фотографий.
Урок можно построить на использование контрастного материала. В начале урока учитель предлагает просмотреть мультимедиа – объекты, демонстрирующие победу социалистического строя. Затем учащиеся дают характеристику Советского государства, исходя из увиденного материала.
На следующем этапе учащимся предлагается мультимедиа - объекты о проводимых репрессиях 30-х гг. Советском государстве – это статьи из энциклопедии, видеофрагменты, фотографии. Учащимся вновь предлагается дать характеристику Советскому государству, используя новый материал.
Учитель предлагает сравнить изменения в приведённых характеристиках. Ставится проблемное задание: «Так какой была политическая система 30-х гг. XX в.» Используя различные источники информации, учащиеся актуализируют и углубляют знания о трагичном периоде истории нашей страны.
Таким образом, образовательный мультимедийный контент позволяет организовать учебный процесс на любом уровне углубленного изучения исторического материала, широко применять активные формы и методы обучения.
Мультимедиа – программы:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М.: Издательство Кирилла и Мефодия, 2001.
2. Россия на рубеже третьего тысячелетия. – М.: Издательство
1С, 2000.
3.Энциклопедия России с 862 -1917 гг.- М.: Издательство Коминфо, 2000.
4. Энциклопедия  династия Романовых. – М.: Издательство 1С, 2000.
5. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, 20 век. – М.: Издательство Клио софт, 2000.
6. История Отечества. Мультимедиа курс. – М: Современный гуманитарный университет, 2002