четверг, 20 февраля 2020 г.

Разработки уроков по теме "Российская империя на рубеже XIX-XX вв."


Урок 2 «Экономическое развитие России в начале XX века»

Цели урока:
·                                                   Сформировать представление об особенностях развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российской модернизации;
·                                                   Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, работать по карте.

Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в группах
Метод (приём) урока: практическое занятие: работа с текстами, диаграммами, картами
Педагогическая технология: педагогическая мастерская

Оборудование урока: в кабинете с одним компьютеризированным рабочим местом (АРМ Учителя + проектор), АРМ учащихся.

Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.

Ход урока:
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Особенности геополитического положения России», выполнение тестов каждым учащимся со своего АРМ учащегося.
  2. Опережающее задание на урок:
    • Какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?
    • Какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?
  3. Индуктор. Учащимся предлагается посмотреть свои записи о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию и «проголосовать» со своего АРМ учащегося как проходила российская модернизация:
    • «успешно»
    • «неуспешно»
    • «не проходила совсем»
    • «была не завершена»
  4. Создание творческого продукта. Формирование 5 групп. Каждой группе предлагается выполнить отдельное задание.
1 группа
  1. Творческое задание: Сопоставляя карты №1 и №2, самостоятельно проанализировать изменения, произошедшие в экономике России с 1861 года до начала XX века.
  2. Работа с картами: «Экономическое развитие России к 1861 году», «Экономическое развитие России в начале XX века». Любые карты, в том числе историко – экономические, содержат большое количество информации. Преимущество работы с картой по сравнению с учебным текстом состоит в том, что она отражает ту же информацию, но наглядно, предельно сжато, целостно.
  3. Вопросы к заданию.
    • Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX века?
    • Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
    • Какие города были центрами развития пищевой промышленности.
    • Какие города были центрами развития текстильной промышленности?
    • Какие полезные ископаемые добывались в России?
    • О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?


2 группа
  1. Творческое задание: В чём особенности процесса монополизации в России?
  2. Работа терминами.
«Первые монополистические объединения, в основном в лёгкой промышленности, сложились в России в 1880-1890-е гг. В 1890г. примерно 70% всего капитала, вложенного в промышленность. Было акционировано и принадлежало различным монополистическим  объединениям, в основном в форме картелей. В начале XX века возникла новая форма монополистических объединений – синдикаты. Они развивались в капиталоёмких отраслях промышленности, которые успешно начали осваиваться российскими предпринимателями: «Продвагон», «Гвоздь», «Продуголь», «Продамет». Развивался процесс концентрации банковского капитала. В 1905г. 10 петербургских коммерческих банков контролировали 64,4 %всех частных вкладов. Банки скупали акции промышленных предприятий, вывозили капиталы в менее развитые страны (Китай, Монголию, Персию)».
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Российский монополистический капитализм», «Виды монополистических союзов». Данная информация расширяет представление учащихся о процессе монополизации в России.
  1. Вопросы к заданию.
    • Что такое монополистические объединения (монополии)?
    • Каковы причины образования монополий?
    • Какие виды монополий характерны для России? Чем различаются эти виды монополий?
    • Что означает на практике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?


3 группа
  1. Творческое задание: Выяснить роль государства в экономике России.
  2. Работа с текстом учебника.
«Развивая индустриализацию, правительство Витте руководствовалось, прежде всего, стратегическим интересами государства: ликвидировать разрыв между Россией и индустриально развитыми странами, укрепить обороноспособность и целостность страны. В основу экономической политики было положено преимущественное развитие государственного сектора экономики. Государству принадлежали государственные, кабинетские и удельные земли, составлявшие более трети земельного фонда страны, железные дороги, Государственный банк, военные заводы, винная монополия. Делом огромной важности Витте считал строительство Транссибирской железной дороги. Государство являлось главным заказчиком продукции металлургических и машиностроительных заводов, планируя её количество, качество и стоимость. Ни государственные, ни частные предприятия, связанные с госзаказами, не были подвержены рыночной стихии, т.к. имели гарантированный сбыт продукции».
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Государственный сектор в экономике», «Вмешательство государства в экономику», что позволяет представить механизмы влияния государства на экономику.
  1. Вопросы к заданию.
    • Чем отличались государственные предприятия от частных?
    • Какие предприятия находились в собственности государства?
    • Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
    • Какова роль государства в экономике России начала XX века?
4 группа
  1. Творческое задание: Какова была роль иностранного капитала в экономике России?
  2. Работа с текстом «Из доклада министра финансов Витте»
«В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств. Машина, привезённая в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет всё-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и всё это владелец должен будет купить в России. Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учрежденного хотя бы при посредстве иностранного капитала. Приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительн6ая часть пойдёт на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя».
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунком «Иностранный капитал в России», что позволяет выяснить причины привлечения иностранного капитала в Россию и сферы его приложения.
  1. Вопросы к заданию.
    • Чем обосновывает С.Ю.Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
    • В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал (работа с картой)?
    • Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?


5 группа.
  1. Творческое задание: Как развивалось сельское хозяйство в России в начале XX века?
  2. Работа с текстом учебника.
«К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции. На её долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 20% - пшеницы и 255 морового экспорта зерна. Весь прирост приходился на незначительную часть крестьянских хозяйств. Помещичьи хозяйства давали 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Зажиточные хозяйства давали 30-405 валового сбора зерна и 50% товарной продукции. В центральных районах таких хозяйств насчитывалось 15-20%, остальные были полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Всего насчитывалось 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось 6 десятин земли, на помещичье – 370. При этом обрабатывалось 10 % помещичьих земель. В деревне сохранялась крестьянская община. Община производила регулярный передел земли между своими членами, что бы всем досталось поровну. Т.к. население России увеличивалось ежегодно на 2,5 млн.человек, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше».
Учащимся предлагается ознакомиться с диаграммами: «Валовые сборы хлебов в1909 – 1913гг.», «Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьих земли», «Положительные и отрицательные стороны общинного пользования землёй». Знакомство с диаграммами позволит учащимся лучше представить те проблемы, которые существовали в российской деревне, определить главную проблему деревни - вопрос о владении землёй.

  1. Вопросы к заданию.
    • Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Предположите, почему?
    • Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельского хозяйства?
    • Назвать причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства России в начале XX века.


  1. Социализация
Каждая из групп устно представляет результаты работы по вопросам. В это время остальные учащиеся письменно отвечают на опережающее задание:
    • Какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?
    • Какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?

  1. Общая рефлексия. Проведение повторного голосования о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию со своего АРМ учащегося как проходила российская модернизация:
    • «успешно»
    • «неуспешно»
    • «не проходила совсем»
    • «была не завершена»
Вопросы к проведённому «голосованию»:
·         Изменились ли итоги «голосования»
·         Почему изменилась (осталась прежней) точка зрения по вопросу о проведении модернизации в России?
·         Есть ли общие черты в проведении экономических преобразований в России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв.?