С конца 70-х гг. 20 века о
несоответствии между требованиями рынка труда и результатами школьного
образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса - будущие
работодатели выпускников образовательных учреждений - подчёркивали, что скорее
заинтересованы в базовой готовности к работе, чем в специальной подготовке к
конкретным операциям.
В целом в результате педагогических
дискуссий стала проясняться необходимость такого образовательного результата,
которые не сводится к простой комбинации сведений, а ориентированы на решение
реальных задач.
Таким образом, компетентностный подход
предполагает чёткую ориентацию на будущее, которое проявляется в возможности
построения своего образования с учётом успешности в личной и профессиональной
деятельности.
Компетентность – владение учеником
соответствующей компетенцией, включающий его личностное отношение к ней и
предмету деятельности.
Компетенция – отчуждение, заранее
заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика,
необходимой для эффективной продуктивной деятельности [2, с.60].
Согласно «Концепции профильного обучения
на старшей ступени образования» цель обучения определяется как
расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности
между общим и профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников
к освоению программ профессионального образования [3].
В старшей школе необходимо дальнейшее
формирование умений работать с историческими материалами разного формата,
развивать умения анализа и синтеза, формировать собственную позицию, знакомясь
с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни
общества.
Практика показывает, что ключевые
компетентности формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому
образовательная среда должна выстраиваться на проектирование учебно –
практических ситуаций.
Проведение практических занятий
(практикумов) по истории в старшей школе нацелено на установление межпредметных
связей. В зависимости от познавательных возможностей и интересов
старшеклассников занятия могут быть по определенной теме или интегрированными[1,
с.123].
Организуются они с использованием
различных форм: семинар, дебаты на основе привлечения широкого спектра
исторических источников.
Особое место при проведении практических
занятий целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных
текстов.
Например, при изучении «Поучения
Владимира Мономаха своим детям» задание можно сформулировать так - выясните в
ходе изучения курс Отечественно истории:
- насколько жизнь и деятельность
Владимира Мономаха соответствовала его «Поучению»
- вняли ли сыновья Мономаха «Поучение»
своего отца.
При изучении фрагмента «Манифест о
даровании вольности российскому дворянству» выполнение практического занятие
требует связать его с реалиями современности – на основе изучения «Манифеста» и
примеров современности проанализируйте:
- реальные возможности меры службы в
России в 18веке
- меры Правительства РФ по
реформированию системы образования в стране.
Таким образом, проведение практических
занятий по истории в старшей профильной школе позволяет формировать
компетентность, прежде всего в готовности обучаемых использовать учебные навыки
для решения практических задач.
Библиографический список
1. Кривых С.В., Абдуллаева О.А.,
Алексашкина И.Ю. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт –
Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению
образованием//Спб.,2008. 195с.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции
как компонент личностно – ориентированного образования//Народное образование.
2003. №2. с.58 - 64
3. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования (приложение к приказу МО РФ от 18.07.2002
№2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени
образования».URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067