воскресенье, 20 января 2019 г.

Портрет профессионального педагога


Учитель выполняет благородную и ответственную миссию в обществе. Нам доверяют самое сокровенно, что есть у человечества – ребёнка. Своё предназначение как учителя я вижу в том, чтобы помочь детям выбрать ту дорогу, которая позволит им интегрироваться в жизнь и максимально реализовать себя.
Какие основные умения должны формироваться у обучающихся? Это прежде всего надпредметные умения определять историческое значение завершённой цепи событий путём сравнения, т.е. путём последовательного сопоставления признаков, черт, характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия, уметь ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии.
Не менее важно научить детей учиться. Что это значит? Уметь учиться – это значит овладеть общеучебными и специальными умениями и навыками, способами рациональной организации учебного труда, умениями самостоятельно добывать знания, чтобы участвовать в творческом постижении наук и заниматься самообразованием в век стремительно меняющейся информации. Уметь учиться – значит уметь учить себя самого, быть не только учеником, но и своим собственным учителем.
Но и я как учитель должна уметь учиться. Таким образом, формируется личностная компетентность - способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. Готовность к самообразованиюто есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи.
Трудно воспитать активную личность, творческую, нравственно стойкую, ответственную, способную к непрерывному совершенствованию себя, если сам воспитатель безынициативен, неуспешен, боится всего нового. Чтобы росли твои ученики, нужно расти вместе с ними. Участие в профессиональных конкурсах, обобщение педагогического опыта через публикацию печатных работ, проведение мастер – классов и семинаров дают педагогу возможность такого роста.
Формирование коммуникативной компетентности основано на принципе оптимального сочетания инновационности и традиционности в образовании. Нет современных и несовременных методов, а есть в каждом конкретном случае «здесь и сейчас»: уместные и неуместные, оптимальные и неоптимальные для данных учеников, для данного урока, для данного материала.
Любой метод прогрессивен, если он в конкретных условиях даёт высокий обучающий эффект, независимо от того, когда этот метод изобрели.
Целью своей работы считаю в необходимости разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное преподавание, и вариативыми образовательными технологиями, без которых невозможна реализация личностно – ориентированного подхода с его компетентностыми результатами.
Возможно, поэтому при составлении тематического планирования, я опираюсь на технологию модульного (Третьяков) и проблемно – модульного обучения (Чошанов). От педагогики сотрудничества (Амонашвили) – внимание к коммуникационной, диалоговой стороне урока. Убеждение в ценности сотруднической, диалоговой природы взаимодействия ученика и учителя привело к организации групповой формы работы (Дьяченко).
Ценность технологии педагогической мастерской (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже) вижу в организации самого процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.
В мультимедиа - технологии приоритетной целью обучения становится овладение информационной компетентностью. Особая роль информационной компетентности заключается в том, что она является основой информационной деятельности – главного вида деятельности в современном обществе, а также основой для освоения и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
И, конечно, нельзя забывать, что история – наука общественная, поэтому воспитательная задача наиболее значима для учителей – обществоведов. Главное здесь – ответственный, т.е. свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции. Такая патриотическая позиция включает в себя признание достоинства противника, а также критику ошибок и преступлений «своей» стороны. Личная патриотическая позиция по отношению к событиям прошлого предполагает включённость в контексте происходящего, предполагает сочувственную нравственную оценку происходящих событий и деяний людей.