Мозаика граждановедения

Технологическая карта учебного занятия

Класс: 7 А
Тема урока: «В стране правовых знаний (гражданское право)»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: построение содержательной линии при изучении права в контексте изучения отраслей права, в том числе гражданского права
Задачи урока:
1. систематизировать знания учащихся по гражданскому праву
2. научиться использовать правовые знания в реальных жизненных ситуациях
Планируемые результаты:
1. Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на уважении к законам
2. Метапредметные:
·         познавательные: формирование представления о правовых регуляторах деятельности людей
·         регулятивные: умение выполнять познавательные и практические задания по гражданскому праву
·         коммуникативные: умение работать в группе, фиксирование результатов учебной деятельности в соответствии с эталоном оценивания
3. Предметные: умение находить информацию в источнике (Гражданский кодекс РФ) о субъектах гражданского права, о видах правовых правоотношений и договоров

Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые способы деятельности (УУД)
Мотивация к учебной деятельности
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент из мультфильма «Золотой ключик» о «Стране дураков»
 (приём: работа с видеоматериалами).
Обсуждение фрагмента:
1.      В какой стране вы оказались? (страна дураков)
2.      Что вас поразило в этой стране? (беспорядок)
Коммуникативные – умение выразить свои мысли через личностное восприятие сюжета
Этап актуализации и пробного учебного действия
Учитель предлагает обсудить ряд вопросов, направленных на актуализацию знаний учащихся
(приём: «корзина понятий»)



Определение темы урока (неоконченная тема) : «……….(гражданское право)»


Обсуждение вопросов:
1.      Какими мы знаем социальные нормы, обязательные для выполнения, которые позволяют  избежать беспорядка, хаоса?  (правовые)
2.      Предположите, какую отрасль права мы рассмотрим на нашем уроке? Показ слайда: покупка – продажа в магазине, завещание, открытие счёта в банке (гражданское право).


Познавательные: структурировать знания, проявлять интерес к изучаемой отрасли права

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время обсуждения вопросов во фронтальном режиме
Этап систематизации знаний
Знакомство с инструкцией работы в группах:
1 группа представит информацию с характеристикой субъектов гражданского права;
2  группа расскажет о содержании гражданских правоотношений
3 группа определит разницу между сделкой и договором и представит виды договоров
(составление алгоритма работы в группах - инструкция; индивидуального алгоритма – Лист успешности; подбор статей из ГК РФ).























Обращает внимание на то, что на доске появляется новая страна – страна правовых знаний ( приём: «незаконченная тема»)
Знакомятся с инструкцией работы в группе
1 группа
1. Выбрать из статей 17, 21 Гражданского кодекса
          информацию о субъектах гражданского права;
          дать характеристики физического лица;
          определить виды дееспособности физического лица.
2. Разместить соответствующие карточки на учебной доске и озвучить их содержание
3. Во время выступления групп каждому ученику необходимо выполнить задание  №1 в Лист успешности.
2 группа
1. Выбрать из статей 2, 130, 150 Гражданского кодекса
          информацию о гражданских правоотношениях;
          дать характеристику имущественным и личным неимущественным отношениям
2. Разместить соответствующие карточки на учебной доске и озвучить их содержание
3. Во время выступления  групп каждому ученику необходимо выполнить задание №1 в Лист успешности.
3 группа
1. Подобрать из статей 153, 420 Гражданского кодекса
          информацию о сделке и договоре
          дать характеристику различным видам договоров
2. Разместить соответствующие карточки на учебной доске и озвучить их содержание
3. Во время выступления групп каждому ученику необходимо выполнить задание №1 в Лист успешности.
Познавательные: находить и выделять необходимую информацию из статей ГК, уметь передавать информацию в сжатом виде.

Коммуникативные: управление поведением в группе, умение точно излагать свои мысли в соответствии с поставленными заданиями

Регулятивные: активизация умственных действий: анализ, классификация учебного материала, выполнение учебного действия в речевой и письменной форме
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
1.         Имущественные отношения регулируются нормами гражданского права? (да)
2. Право интеллектуальной собственности регулируется нормами гражданского права? (да)
3.         Договор  - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей (да)
4.  Несовершеннолетний ребёнок в возрасте 15 лет имеет право купить дом? (нет)
5. Ребёнок до 6 лет имеет право совершать мелкие бытовые сделки? (нет).
(приём: «да – нет»)
(приём: «проверка по эталону»)
Ученики дают ответы на вопросы (выполнение задания №2).
Проверка по эталону:
1. да
2. да
3. да
4. нет
5. нет
Познавательная: выполнение задания по основам гражданского права.

Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме, фиксирование учащимися ответов в Листе успешности.
Осуществлять контроль по результату (перенос баллов в Лист самаконтроля).



Включение системы знаний в учебную деятельность
Перед началом просмотра видеоролика учитель предлагает обратиться к вопросам в задании № 3 Листа успешности:
1. Какие кредитные организации были представлены?
2. Как называется вид договора, который они предлагают заключить?
3. На каких условиях предлагаются займы?
(приём: «подсказка»).

Показ видеоролика.


Учитель предлагает обсудить вопросы задания №3 Листа успешности (приём: «обсуждение»)








Учитель предлагает произвести расчёт % ставок по кредитам: (приём: «решение математической задачи»)
Расчёт стоимости % по микрозаймам:
5 тысяч руб. на 30 дней по 1% в сутки;
5 тысяч руб. на 30 дней по 2% в сутки;
10 тысяч руб. на 30 дней по 1% в сутки;
10 тысяч руб. на 30 дней по 2% в сутки.

Учитель предлагает высказать мнение об условиях  и целях кредитования:
·         приемлемые или нет;
·         в каких случаях люди обращаются к займам.
(приём: «обсуждение»)


Знакомство с вопросами в задании №3 Листа успешности.









Просмотр видеоролика.

Обсуждение вопросов:
1. Какие кредитные организации были представлены? (микрофинансовые организации).
2. Как называется вид договора, который они предлагают заключить?
(договор займа).
3. На каких условиях предлагаются займы?
 ( доступность, наличие только паспорта, % ставки).


Производят расчёт стоимости % по микрозаймам:
(6, 5 тысяч рублей при условии взятия 5 тысяч руб. на 30 дней по 1 % в сутки)






Учащиеся высказывают мнение об условиях и целях микрозаймов на основе просмотра видеоролика и расчётов %. (переплата небольшая – можно брать такие кредиты, переплата очень большая - такие займы брать нельзя;
основные цели – оплатить квартплату, покупка гаджетов)
Познавательные: соотносить собственные знания о займах, математические умения с условиями предоставления займов микрофинансовыми учреждениями.

Коммуникативные: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь действовать в соответствии с целевой постановкой.
Закрепление знаний с формулирование проблемы
Учитель предлагает обсудить результаты исследований компании РБК на начало 2016год:
- общее количество заёмщиков увеличилась с 15 до 33 % россиян;
 - цели кредитования:
38% клиентов - покупка компьютерной, бытовой, видео и аудио-техники, мобильных телефонов и прочих портативных гаджетов;
35% - погашение «старых кредитов»
11% - оплатить коммунальные услуги, приобрести продукты
8% - для оплаты медицинских услуг
6% - на ремонт
1% - на отдых
(приём: «обсуждение»)

Учитель предлагает сравнить мнение учащихся о решении взятия займа с высказываниями известных экономистов и политических деятелей
(приём: «обсуждение»)


Учитель предлагает составить Памятку «Азбука заёмщика» от каждой группы, разместить на учебной доске и представить её содержание (приём: «составление памятки)
Обсуждение вопросов:
1.      О чём свидетельствую результаты исследований? (высказывают своё мнение о том, что подавляющее большинство берут займы на погашение старых кредита и покупку бытовой техники)
2.      В каких случаях необходимо брать микрозаймы? (в случае крайней необходимости)
3.      Чем должен руководствоваться человек, принимая решение заключить договор займа? (рациональностью, грамотностью)





Учащиеся высказывают своё мнение о содержании цитат (для того, чтобы стать богатым, надо быть финансово грамотным; не важно, сколько зарабатываешь денег – важно, как их тратишь)



Составляют и представляют от группы Памятку «Азбука заёмщика».
(знакомиться с % ставками по кредитам, правильно выбирать финансовую организацию, насколько необходимо взятие займа)
Познавательная: осуществлять анализ результатов исследований РБК о целях микрозаймов, уметь оценить информацию.


Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества в группе


Регулятивные: активизация умственных действий: анализ, синтез; выполнение учебного действия в речевой и письменной форме.

Рефлексия учебной деятельности

Заполнение Листа самооценки с выставлением отметки по критериям.




Обсуждение вопросов (приём: «закончи предложение»):
1. «Мы сегодня поняли, что….»
2. «Нам было трудно ….»
3. «На следующем уроки мы хотели бы узнать…»










Учитель предлагает выбрать домашнее задание (приём: «выбери задание»)
1. Приведите примеры видов договоров из вашей жизни.
2. Учащийся колледжа Пётр (17 лет) решил внести стипендию в банк. Вправе ли он это сделать самостоятельно? Обоснуйте с опорой на ГК РФ.
3. Придумайте (смоделируйте) ситуации, которые регулируется нормами гражданского права.

Заполняют Листы самооценки в соответствии с критериями, переводят баллы в отметочную систему:
10 – 9 баллов = «отлично»
8 – 7 баллов = «хорошо»
6 – 5 баллов = «удовлетворительно»

Обсуждение вопросов:
1. «Мы сегодня поняли, что….» (гражданское право надо знать)
2. «Нам было трудно ….» (при составлении Азбуки заёмщика)
3. «На следующем уроки мы хотели бы…» (узнать об условиях взятия банковских кредитов)









Выбор домашнего задания с учётом собственных знаний.

Познавательные: фиксирование степени соответствия результатов учебной деятельности.

Коммуникативные: подведение итогов по выполненной работе в форме коммуникативного взаимодействия (индивидуального, фронтального).
Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния для дальнейшей учебной деятельности.

Разработка занятия «Мои права и обязанности»
Оборудование:
·  адаптированный текст Конвенции прав ребенка
·  иллюстрации к сказкам с заданиями;
·  бумага для записей и рисунков, фломастеры;
·  памятка «Важные правила»
Ваши права
С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей. Конвенция - это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами (слайд 1).
В соответствии с этим международным документом в 1990 году Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому тема нашего занятия «Мои права и обязанности» (слайд 2).
Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на три команды. Надеюсь, что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце занятия мы определим победителя.
Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка (слайд 3).
Потребности 4-х месячного ребенка
Потребности 12-летнего подростка
имя
уход
образование
друзья, общение
медицинская помощь
творчество
питание
свобода слова
ласка, любовь
свобода мысли
забота
поддержка родителей
защита
собственность
родители, семья

жилище


Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).
Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.
Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия (слайд 4).
Основные права детей (слайд 5):
Гражданские права и свободы детей:
·  право на имя и гражданство
·  право на защиту жизни, чести, достоинства
·  право на свободу мысли, совести и религии
·  право на свободу выражения мнения.
Права детей в семье:
·  право жить в семье
·  право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей
Права детей на выживание и развитие:
·  право на жизнь
·  право на достойный уровень жизни
·  право на охрану здоровья
·  право на получение медицинской помощи
Права детей на учебу и отдых:
·  право на образование
·  право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
·  право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

1 задание. Работа по группам с иллюстрациями к сказкам (слайд 6)
Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.
1 группа
(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):
1. Какое право нарушено в этой сказке?
а) право на жизнь
б) право на получение образования
в) право на владение имуществом
2. Кто нарушил право?
2 группа
(рисунок 2 – «Лягушка путешественница»)
1.  Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на труд
2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?
а) в пределах болота
б) в пределах страны
в) без ограничения
3 группа
(рисунок 3- «Заяц и лиса»)
1.  Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на справедливый суд
2. Кто нарушает это право?
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.


2 задание. Закончите предложения (слайды 7):
1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)
2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).
3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь).
А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.
Сценка «Чужое письмо»
 (девочки с портфелями)
- Ты пойдешь на физкультуру?
- Нет, я освобождена (все уходят, девочка начинает рисовать).
- Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.
 (Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)
- Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?
- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь. Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.
Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок
Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:
Обязанности детей (слайд 8):
Каждый ребенок обязан:
·  слушаться родителей или лиц их заменяющих
·  принимать родительскую заботу и воспитание
·  получать основное общее образование
·  соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
·  уважать права и культурную самобытность других лиц.
Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
·  исключение из школы
·  возмещение причиненного вреда
·  уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и уголовная ответственность
Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:
1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)
2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)
3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)
4. Что порождает каждое право? (обязанность)
И в заключении нашего занятия предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.
«Каждый выбирает для себя»
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий