четверг, 1 августа 2024 г.

Изучение истории...

 https://www.youtube.com/watch?v=sR-JwU7LIBY

(..второстепенных предметов не бывает..)

https://abakan-news.ru/o-ljubvi-k-detjam-tvorcheskom-vygoranii-i/

(О любви к детям, творческом выгорании и трудностях работы)

Древние греки называли историю «наставницей жизни». Древнеримский философ Цицерон писал: «История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти».

История как наука изучает конкретные факты в условиях конкретного времени и места. Её главной целью признается последовательное изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества в прошлом и настоящем.

Прошлое может быть более реальнее, чем настоящее. Оно присутствует в общественных отношениях, произведениях культуры, стереотипах восприятия.

Историческая память о прошлом – это тот кладезь знаний, опыта, который человечество бережно хранит и приумножает. Китайская народная мудрость гласит: «Память – это тропа прошлого, ведущая в будущее, от этого она вдвойне дорога». Надо уважать, помнить и ценить прошлое. Благодаря прошлому мы учитываем ошибки, извлекаем уроки, что, несомненно, помогает выстраивать будущее.

Мы, учителя истории, должны помогать нашим школьникам разбираться в том, что нам окружает в таком насыщенном информационном мире, где и взрослому ориентироваться непросто; научиться гордиться своей страной, воспитать чувство патриотизма. Такие примеры – подвига, героизма – даёт история нашей страны: подвиг челюскинцев и подвиг Ю.Гагарина, подвиг тружеников тыла и подвиг героев Великой Отечественной войны.

Прикоснуться к истории своей страны, значит привить свою частную жизнь к цепи поколений, обратиться к наследию отцов, дедов, прадедов. Это значит, опираясь на прошлое, двигаться в будущее, чувствуя себя его созидателями!


Реализация регионального компонента в учебном предмете «История» в основной средней школе»

    Согласно Федеральным образовательным программам с 6 по 9 класс материалы по истории своего края привлекаются при рассмотрении ключевых событий и процессов в отечественной истории.

        Основное содержание учебного курса «Древняя история Хакасии» на примере 5 класса, внутри предмета «История Древнего мира».

Часть изучаемых тем из курса «История Древнего мира» рекомендуется совместить с темами курса «Истории Древней Хакасии». Приведённая таблица демонстрирует идентичность отдельных тем из обоих курсов (в соответствии с рекомендациями о применении 10% часов на реализацию регионального компонента).

«История Древнего мира»

 

«Древняя история Хакасии»

Тема: «Введение в историю Древнего мира»- 1 час.

 

Тема: «Археологи изучают жизнь предков»

Кызласов И.Л. Древняя история Хакасии. Абакан, 2020г.

(Пояснения, параграф 6, С. 14 - 20); Древние памятники - отличие нашей родины (Пояснения, параграф 7, С. 21 - 22).

Тема: «Счет лет в истории» - 1 час.

Тема: «Как ведётся счёт веков и лет в истории». (Пояснения, параграф 4, С. 9 - 11). Цифры, обозначающие века и тысячелетия. (Пояснения, параграф 5, С. 13)

Тема: «Древнейшие люди» - 2 часа

Тема: «Происхождение человека» (Глава 1, параграф 1, С. 34 - 36); Древнейшие люди (Глава 1, параграф 2, С. 36 - 40)

1.                           Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований » - 2 час.

 

Тема: «Искусство и мифология палеолита» (Глава 1, параграф 4, С.49); Верования (Глава 1, параграф 4, С.50 - 51)


Учебный курс «История России. От Руси к Российскому государству» в 6 классе охватывает период XI-XV вв.

Часть изучаемых тем из курса «От Руси к Российскому государству» рекомендуется совместить с темами курса «История средневековой Хакасии». Приведённая таблица демонстрирует идентичность отдельных тем из обоих курсов (в соответствии с рекомендациями о применении 10% часов на реализацию регионального компонента).


«История России. От Руси к Российскому государству»

 

«Средневековая история Хакасии»

Тема: «Русь в IX – начале XII в.»

 - 13 часов.

 

Тема: «Древнехакасское государство»:

Ø  Территория, этнический состав населения на разных его этапах.

Ø  Занятия населения.

Ø  Военно-административное правление.

Ø  Государственный аппарат.

Ø  Торговые, международные связи.

Ø  Письменность, календарь изобразительное искусство, поэзия.

(Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. Абакан. 1989 г.)

Тема: «Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.» - 10 часов

Тема: «Монголы в Хакасии и государственные образования»:

Ø  Установление власти монголов.

Ø  Восстание против монголов.

Ø  Падение древнехакасского государства.

(Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984 г.

Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.) / П.И.Чебодаев. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992.)

Тема: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.» - 1 час

 

Тема: «Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России. От Руси к Российскому государству».

Учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале)

 - 1 час

Тема: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.» - 1 час

Темы учебных проектов на основе регионального материала:

Ø  Кыргызское (Древнехакасское) государство (VI-XII вв.)

Ø  Кыргызы в составе Монгольской империи (XIII-XIV вв.).

Ø  Кыргызская земля (Хонгорай) в период позднего средневековья

Ø  Хакасия - древнейший культурный центр Евразии.

 

Учебный курс «История  Россия: от Великого княжества к царству» в 7 классе охватывает период XVI–XVII вв.

Рекомендуется совместить следующие темы нашего региона.

«История России: от Великого княжества к царству» (XVI–XVII вв.)

 

«История Хакасии»

Тема: «Россия в XVII в.» - 16 часов

 

 

Тема: «Государственные образования»

Ø  Хакасские княжества.

Ø  Кыргызы. Кыштымы.

(Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.) / П.И.Чебодаев. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992.)

Тема: «Наш край в XVI–XVII вв.» - 1 час

 

Тема: «Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России. Россия в XVI–XVII вв.: от Великого княжества к царству» - 1 час

Учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале)

Тема: «Наш край в XVI–XVII вв.»

Темы учебных проектов на основе регионального материала:

Ø  Проблема происхождения государственности в Хакасии

Ø  Присоединение Кыргызской земли к России (XVII- нач. XVIII вв.).

Учебный курс «История России. Россия: от царства к империи»

в 8 классе охватывает период конца XVII – XVIII в.

Рекомендуется совместить следующие темы нашего региона.

«История России: от царства к империи» (XVII–XVIII вв.)

 

«История Хакасии»

Тема: «Россия в XVIII в.» - 42 часa

 

 

Тема: «Начало русско-хакасских отношений:

Ø  Взаимоотношения русских с местным населением.

Ø  Данничество. Ясак (албан).

Ø  Русские остроги.

Ø  Отношения с Монголией и Джунгарией. Кяхтинский договор 1728 г.

Тема: «Освоение Хакасско-Минусинской котловины русскими»:

Ø  Колонизация земель. Процессы христианизации.

Ø  Верования. Шаманизм.

Ø  Начало изучения письменности, языка, истории Хакасии.

Ø  Ученики российской академии наук.

(Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.) / П.И.Чебодаев. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992.)

Тема: «Наш край в XVIII вв.» - 1 час

 

Тема: «Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России: от царства к империи» - 1 час

Учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII вв. (в том числе на региональном материале)

Тема: «Наш край в XVIII вв.»

Темы учебных проектов на основе регионального материала:

Ø  Освоение Хакасии в XVIII веке

Ø  История Юга Средней Сибири в XVIII в.

Ø  Наука, культура и образование на юге Средней Сибири в XVIII в.

 


Учебный курс «История России. Российская империя» в 9 классе охватывает период XIX – начало XX в.

Рекомендуется совместить следующие темы нашего региона.

«История России: Российская империя» (XIX – начало XX вв.)

 

«История Хакасии»

Тема: «Россия в XIX в.» - 35 часов

 

 

Тема: «XIX век: Сибирская реформа, культура»:

Ø  Реформы 1822 г. Местное самоуправление и Степные Думы.

Ø  Декабристы в Минусинске.

Ø  Народовольцы.

Ø  В.И. Ленин в Шушенском.

Ø  «Областники».

Ø  Минусинский музей имени Мартьянова (1877 г.).

(Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.) / П.И.Чебодаев. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992.)

Тема: «Россия на пороге XX в» - 9 часов

Тема: «Социально-экономическое развитие Хакасии»

Ø  Железнодорожное строительство.

Ø  Столыпинская аграрная реформа, пути реализации.

(Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

Степынин В.А. Колонизация Енисейской губернии в эпоху капитализма. Красноярск 1962 г.)

Тема: «Наш край в XIX-начале XX вв.» - 1 час

 

Тема: «Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России. Российская империя» - 1 час

Учебные проекты по отечественной и всеобщей истории в XIX-начале XX вв. (в том числе на региональном материале)

Тема: «Наш край в XIX-начале XX вв.»

Темы учебных проектов на основе регионального материала:

Ø  История Юга Средней Сибири в XIX вв.

Ø  История Минусинского и Ачинского округов в первой четверти ХХ вв.

Ø  Наука, культура и образование на юге Средней Сибири в нач. ХХвв.