воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Разработки уроков по теме "Российская империя на рубеже XIX-XX вв."


Урок 5 «Внешняя политика России. Русско-японская война.»

Цели урока:
·                                                   Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века;
·                                                   Определить причины, итоги, последствия русско-японской войны;
·                                                   Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Форма организации работы: фронтальная работа с классом
Метод (приём) урока: практическое занятие: работа с текстами, картой
Педагогическая технология: развитие критического мышления

Оборудование урока: в кабинете с одним компьютеризированным рабочим местом (АРМ Учителя + проектор).

Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.

Ход урока:
  1. Опережающее задание на урок: была ли неизбежна русско-японская война.
  2. На 1 этапе урока учитель знакомит учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века:


    • Работа со схемами «Основные направления внешней политики», «Дальневосточные игры»
    • Материал для учителя: «Внешнюю политику Николая II определяли три важнейших фактора. Во – первых, искренне намерение продолжать курс отца, снискавшего лавры миротворца. Во – вторых, для решения задач индустриализации страны нужны были  соответствующие внешние условия – мир и спокойствие в Европе, привлечение иностранных капиталов. В – третьих, напряжённость внутри страны требовала сосредоточение военно – полицейских сил не на внешних, а на внутренних «фронтах». В августе 1898г. всем послам иностранных держав в России был вручён текст обращения Николая II с предложением о созыве международной конференции для обсуждения проблем всеобщего разоружения. В июне 1899г. в Гааге международная конференция была созвана. Правительства 26 стран взяли на себя обязательства не использовать удушливые газы, разрывные пули. Был создан Гаагский международный суд для третейского разбирательства международных конфликтов. Миротворческие усилия Николая II на европейской арене не были бескорыстны. Главным направлением своей политики – стал выход России к морям Тихого океана. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония. В 1894г. Япония начала захватнические действия в отношении Китая и Кореи. В 1896г. Россия заключила оборонительный союз с Китаем против Японии и о строительстве КВЖД. В 1898г. был заключён русско-китайский договор об аренде Ляодунском полуострове с морскими портами».

3. На 2 этапе урока:
·         На стадии вызова, используя полученную информацию, учитель просит учащихся определить причины русско-японской войны. Предлагается прокомментировать высказывание В.К.Плеве: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…». На данном этапе урока учитель сам предлагает основную стратегию изучения материала – кластеры.
·         Смысловая стадия. Для того чтобы расширить знания по изучаемой теме учащимся предлагается текст «Русско-японская война» в виде раздаточного материала (приложение 1). Во время чтения текста просим учащихся составить таблицу «Инсерт» (приложение 2). Эта работа ведётся индивидуально.
Для расширения информационного поля учащимся с АРМ учителя +проектор предлагаются следующие ресурсы контента:
Ø   иллюстрации «Нападение на крейсер «Варяг», «Морское сражение у Порт - Артура», «Пленные русские солдаты»;
Ø   карта военных действий;
Ø   анимация «Цусимское сражение»;
Ø  схема «Итоги русско-японской войны».
Для того чтобы учащиеся более полно осознали трагичность войны, предлагаются отрывок из романа А.Степанова «Порт – Артур» и отрывок из рассказа Л. Андреева «Красный смех».






·         Стадия размышления. Далее надо вернуться к первоначальным записям (кластерам). Работа ведётся фронтально со всем классом по предложенным направлениям.

·         Стадия рефлексии. Можно предложить следующие вопросы: была ли неизбежна русско-японская война, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чём бы вы хотели узнать поподробнее.

·         Домашнее задание: определить причины поражения России в русско-японской войне.

Приложение1. Текст «Русско-японская война».
«25 января 1904г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт – Артуре. 26 января одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру. После неравного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли (слайд «Нападение на крейсер «Варяг», эпизод из романа А.Степанова «Порт-Артур»). 5 мая 1904г. пять японских дивизий высадились на побережье Порт-Артура и атаковали близлежащий холм, после некоторых атак при поддержке морской артиллерии 27 мая холм был занят. Началась длительная семимесячная осада. Обороной руководил генерал Р.И.Кондратенко. После его гибели командование принял генерал Стессель А.М., который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были (слайд «Морское сражение у Порт-Артура»). После падения Порт-Артура командующий русской армией генерал Куропаткин А.Н.попытался разбить главные японские силы под Мукденом. Решающее сражение произошло в феврале 1905г. По плану Куропаткина русские войска должны были подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге. Мукденское сражение явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны (слайд «Пленные русские солдаты»). Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее в мае 1905г. у острова Цусима. В нём участвовала русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.Л.Рожественского и японский флот под командованием адмирала Того. Лучшие русские корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5 тысяч моряков (анимация «Цусимское сражение»). По итогам войны был подписан Портсмутский мир:
Статья V.Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI.Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья IX.Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Приложение2. Таблица «Инсерт»
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста и из материала контента «КМ-Школы» по направлениям, записанные в кластере.
Направления
«V» - знаю, что читаю
«+» - является новым
«-« - противоречит тому, что знал
«?» - непонятно, требует уточнения
1.       Причины
2.       Ход военных действий
3.       Итоги войны
4.       Последствия
5.       Характер