Макаренко
А.С.: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает
все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. С введением ФГОС изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними - родители стали активными участниками образовательного процесса.
Формы и методы работы классного руководителя совместно с родителями при организации образовательного и воспитательного процесса с детьми могут быть самыми разнообразными. Остановимся на некоторых из них.
Одной
из привлекательных и результативных форм совместной деятельности педагогов,
обучающихся, родителей является проектная деятельность. Определение темы будущего
проекта, совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, подготовка
продукта проекта, презентации раскрывают творческие способности детей,
вовлекают родителей в совместный воспитательный процесс с классным
руководителем, учителями - предметниками.
В
октябре 2018 года 6 ребят представили проекты в рамках фестиваля «Планета
знаний»: «Золотые ворота Сан-Франциско», «Древний
Китай - родина бумаги», «Мода Древней Греции: история костюма и
одежды», «Стрелковое оружие СССР и Германии», «Великие
тайны Великой китайской стены», «К моим истокам».
В
октябре 2019 года в проектной деятельности в рамках фестиваля «Планета знаний»
участвовало 14 учеников: «История Собора Василия Блаженного»; «Боевые искусства древней Японии»; «На чьей стороне превосходство?»; «Мужские и
женские имена моей малой Родины»; .«История блокадного Ленинграда»; «Секрет названия конфет»; «Кодекс самурая»; «Величие Петра Первого»; «Статуя Свободы в Нью-Йорке»; «Особенности новогодней игрушки»; «Эпоха Возрождения в Италии»; «Роль никнейма в Интернете»; «Удобные способы устного
счёта».
В
марте 2021 года 25 из 29 учащихся класса представили свои проекты на фестивале
«Планета знаний»: «История возникновения Пизанской башни», «История развития ухода за полостью рта», «Баухаус, лицо XX
века », «События, которые потрясли мир», «Аэродинамика и
её значение», «Троице Сергиевская Лавра: от основания до наших
дней», «Коллекционирование как социо-культурный феномен», «Принципы работы автомата Калашникова», «Кукла
Тильда», «Гастрономический символ Франции», «Музыка Франции», «Уффици
музей во Флоренции», «Награды и порядок награждения военнослужащих», Морякова
Мария: «Слова – паразиты в речи моих одноклассников», «Как
появились китайские иероглифы», «Листая моей родословной страницы», «Жизнь, ставшая для меня ориентиром», «Времена года в
стихах», «Гармония полотен Клода Моне», «Граффити:
искусство или вандализм?», «Самооценка личности подростка», «Чума. История возникновения»
В
мае 2019 года ребята успешно выступили на Муниципальной НПК «Новые горизонты»:
победителями стали 2 человека, 4 - призёрами (награждены дипломам 2 степени).
В
мае 2020 года 2 ученика стали победителями Городской
конференции школьников «Георгиевские чтения», в рамках мероприятий, посвящённых
75 летию Победы над фашизмом и призёрами НПК для школьников «Наука – наше
будущее» (ХТИ-филиал «СФУ»).
12
учащихся класса стали победителями и призёрами I
Регионального
конкурса «Новые горизонты – 2020».
Стало традиционным участие родителей при проведении защиты проектов ребят на различных творческих конкурсах.
На протяжении двух лет (2018/2019,
2019/2020 гг.) совместно с родителями класса проводятся: День Матери,
празднование Нового года и проведение Рождественских встреч в кафе «Малинники»,
праздничные концерты, посвящённые Дню защитника Отечества и Международному
женскому дню 8 марта. Ребята посетили театральные постановки в «Сказке»:
«Человек», «Панночка», «Корабль» «Маленький принц».
Стало традиционным проведение классных
часов с приглашением родителей класса. Тематика таких выступлений разнообразна: «Особенности правового регулирования прав несовершеннолетних», «Особенности адвокатской профессии», «Осторожно
- спайс!», «В здоровом теле – здоровый дух», «Берегите нашу планету».
Важным
аспектом работы классного руководителя с родителями является информационное
сопровождение. Использование Интернет-технологий позволяет увеличить
оперативность взаимодействия родителей и классного руководителя, оперативно
получать информацию и консультационную поддержку (успеваемость, пропуски,
расписание). Для этого создана группа в программе Viber для
быстрого обмена сообщениями. Важно понимать, что существует этика поведения в
родительском чате, что неоднократно обсуждалось в ходе проведения родительских
собраний.
В
период проведения карантинных мероприятий уроки в классе проводились с
использованием дистанционных форм обучения. Родители стали активными помощниками при проведении занятий учителями
– предметниками на платформе ZOOM. Во время проведения
уроков в таком формате учитель выступал в роли ведущего урок, а родители в роли
локальных координаторов, помогающие ученикам в случае затруднения применения
информационных технологий.
Подытоживая сказанное,
надо заметить, что только в процессе взаимодействия классного руководителя, педагогов
и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но,
применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую
заповедь: «Прежде всего, не навреди».