Умение работать
с информацией на разных носителях, в разных формах представления (письменной,
устной, в звукозаписи) предполагает владение целым рядом интеллектуальных
умений, в совокупности составляющих понятие критического и творческого
мышления: умение осуществлять поиск информации под поставленную задачу, умение
анализировать информацию, применять подученные данные для решения проблемы,
сопоставлять полученные данные с известными ранее знаниями, с информацией из
других источников, собственными и чужими наблюдениями, оценивать информацию,
обобщать ее и делать выводы, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют весьма
успешно решать эти задачи.
В старшей школе
необходимость использования лекций как одного из вида занятий актуально по
следующим причинам:
Ø
Лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное
место как один из ведущих видов учебных занятий;
Ø
В условиях вариативности, альтернативности в оценке
исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.
В своей работе автор отдаёт предпочтение
лекциям диалогического характера, которые в свою очередь подразделяются на два
основных типа: информативно – диалогические и проблемные. Различие между
лекциями предложенных типов существенно:
Ø
На информативно – диалогической лекции диалог строится на
постановке преподавателем констатирующих и лишь иногда продуктивно –
познавательных вопросов;
Ø
Проблемная лекция предполагает постановку преподавателем
вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует
поиска, выхода из неё (разрешения) за счёт напряжённой мыслительной
деятельности.
Рассмотрим
проблемную лекцию на примере урока истории в 11 классе «Внутренняя политика
самодержавия на рубеже XIX – XX вв.».
Структура урока может быть следующей:
Ø актуализация
знаний;
Ø постановка проблемного
задания перед учащимися;
Ø сопровождение
объяснения учителем нового материала;
Ø первичное
закрепление знаний;
Ø обобщение и
систематизация знаний.
Актуализация опорных
знаний учащихся по изученным темам
«Особенности геополитического положения России», «Экономическое развитие России
в начале XX века».
Проблемное задание на урок:
«Определите,
какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на
государственные дела? Как вы оцениваете это влияние? Почему вопрос о
субъективных качествах российского монарха имеет важнейшее значение?».
Работа
с документами:
·
Видеофрагмент
«Коронация Николая II»
·
Документ «Из
Свода Основных Государственных законов Российской империи.1892г.»
«Ст.1.
император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог
повелевает…
Ст.2.
Императорский престол есть наследстве6нный в ныне благополучно царствующем
императорском доме…
Ст.51.
Никакое место или правительство в государстве не может само установить нового
закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения
Самодержавной власти».
·
Работа со схемой
«Состояние царствующего дома Романовых при Николае II».
Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по
предложенному заданию к документам: Определите понятие «самодержец». Почему
Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г.,
с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его
права и обязанности?
Обращение к новой
информации:
·
Работа со схемой
«Система высшего, центрального и местного управления в Российской империи»
·
Документ «Из речи
Николая II 17 января 1895г.»
«Мне
известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса
людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств
в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы
народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрд и неуклонно, как
охранял мой незабвенный покойный родитель».
·
Представлен
портрет императора Николая II.
·
Видеофрагмент
«Характеристика Николая II
современниками».
Первичное закрепление знаний: каковы особенности формирования и
функционирования государственных органов Российской империи? Какую особенность
формирования высших и центральных государственных органов отстаивает император?
Обобщение и систематизация знаний: согласны
ли вы с мнением городового, «учившего жить» Алёшу Пешкова: «Незримая нить – как
бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она
сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и
все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой
крепостью её и держится на веки вечные государево царство».
Таким образом, использование мультмедийных технологий
в обучении способствует качественному накоплению знаний, с другой стороны,
может использоваться для реализации качественных, глубоких познавательных
стратегий (включение внутренней мотивации, освоении учебных стратегий, развития
понимания).