пятница, 20 марта 2020 г.

Методика построения лекционных занятий с использованием мультимедийных технологий


Умение работать с информацией на разных носителях, в разных формах представления (письменной, устной, в звукозаписи) предполагает владение целым рядом интеллектуальных умений, в совокупности составляющих понятие критического и творческого мышления: умение осуществлять поиск информации под поставленную задачу, умение анализировать информацию, применять подученные данные для решения проблемы, сопоставлять полученные данные с известными ранее знаниями, с информацией из других источников, собственными и чужими наблюдениями, оценивать информацию, обобщать ее и делать выводы, прогнозировать последствия принимаемых решений. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют весьма успешно решать эти задачи.
В старшей школе необходимость использования лекций как одного из вида занятий актуально по следующим причинам:
Ø  Лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное место как один из ведущих видов учебных занятий;
Ø  В условиях вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.
В своей работе автор отдаёт предпочтение лекциям диалогического характера, которые в свою очередь подразделяются на два основных типа: информативно – диалогические и проблемные. Различие между лекциями предложенных типов существенно:
Ø  На информативно – диалогической лекции диалог строится на постановке преподавателем констатирующих и лишь иногда продуктивно – познавательных вопросов;
Ø  Проблемная лекция предполагает постановку преподавателем вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из неё (разрешения) за счёт напряжённой мыслительной деятельности.
Рассмотрим проблемную лекцию на примере урока истории в 11 классе «Внутренняя политика самодержавия на рубеже XIXXX вв.».
Структура урока может быть следующей:
Ø  актуализация знаний;
Ø  постановка проблемного задания перед учащимися;
Ø  сопровождение объяснения учителем нового материала;
Ø  первичное закрепление знаний;
Ø  обобщение и систематизация знаний.
Актуализация опорных знаний учащихся по изученным темам «Особенности геополитического положения России», «Экономическое развитие России в начале XX века».
Проблемное задание на урок:
«Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние? Почему вопрос о субъективных качествах российского монарха имеет важнейшее значение?».
Работа с документами:
·        Видеофрагмент «Коронация Николая II»
·        Документ «Из Свода Основных Государственных законов Российской империи.1892г.»
«Ст.1. император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает…
Ст.2. Императорский престол есть наследстве6нный в ныне благополучно царствующем императорском доме…
Ст.51. Никакое место или правительство в государстве не может само установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти».
·        Работа со схемой «Состояние царствующего дома Романовых при Николае II».
Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по предложенному заданию к документам: Определите понятие «самодержец». Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его права и обязанности?
Обращение к новой информации:
·        Работа со схемой «Система высшего, центрального и местного управления в Российской империи»
·        Документ «Из речи Николая II 17 января 1895г.»
«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрд и неуклонно, как охранял мой незабвенный покойный родитель».
·        Представлен портрет императора Николая II.
·        Видеофрагмент «Характеристика Николая II современниками».
Первичное закрепление знаний: каковы особенности формирования и функционирования государственных органов Российской империи? Какую особенность формирования высших и центральных государственных органов отстаивает император?
Обобщение и систематизация знаний: согласны ли вы с мнением городового, «учившего жить» Алёшу Пешкова: «Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство».
Таким образом, использование мультмедийных технологий в обучении способствует качественному накоплению знаний, с другой стороны, может использоваться для реализации качественных, глубоких познавательных стратегий (включение внутренней мотивации, освоении учебных стратегий, развития понимания).