воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Методическое сопровождение работы с одарёнными детьми


Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем целенаправленную образовательную программу, предназначенную для обучения одного конкретного ученика, в соответствии с его склонностями, способностями и возможностями, акцентом на ту деятельность, к которой учащийся проявляет больший интерес.
Выбор индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трёх плоскостях:
1. осмысление дальнейшего пути получения образования;
2. повышение функциональной грамотности по предмету;
3. совершенствование в выбранной сфере деятельности.
На 1 этапе выбора индивидуального образовательного маршрута проводится диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личностных качеств ученика по таким методикам: образовательные потребности, предпочитаемые виды деятельности, начальный уровень количества и качества знаний и умений.
2 этап – определение учащимся и педагогом образовательных объектов:
- участие в олимпиадах
- учебно – исследовательская деятельность
- проектно – исследовательская деятельность
3 этап – составление индивидуального образовательного маршрута согласно образовательному объекту.
Участие в олимпиадах


Дата
Вид деятельности
Форма контроля
сентябрь
Подготовка и участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, праву, экономике
Задания на развитие памяти, внимания и мышления. Задания на применение анализа. Овладение навыками самостоятельной работы.
октябрь
Подготовка и участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, праву, экономике
Задания на развитие памяти, внимания и мышления. Задания на применение анализа. Овладение навыками самостоятельной работы.
ноябрь
Подготовка и участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, экономике



Олимпиады ХГУ для 10 – 11 классов. В рамках проведения дней открытых дверей «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ВСТРЕЧИ» по истории, обществознанию, экономике

Решение олимпиадных задач: - задания на применение анализа. - проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. - творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
декабрь
Подготовка и участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, экономике
Решение олимпиадных задач: - задания на применение анализа. - проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. - творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
январь
Подготовка и участие на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, экономике
Расширение и углубление знаний по предметам. Задания на применение анализа и синтеза. Выполнение исследовательских проектов, решение практических задач.
февраль
Подготовка и участие на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, экономике
Расширение и углубление знаний по предметам. Задания на применение анализа и синтеза. Выполнение исследовательских проектов, решение практических задач.
март
Олимпиады ХГУ для 10 – 11 классов. В рамках проведения дней открытых дверей «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ВСТРЕЧИ» по истории, обществознанию, экономике
Решение олимпиадных задач: - задания на применение анализа. - проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. - творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
апрель
Предметные олимпиады ВУЗов для 11 классов:
- Кутафинская олимпиада по праву
- Олимпиады РАНХИГС по истории и обществознанию
- Открытая олимпиада по истории «Будущее Сибири»
- Олимпиады СФУ по истории и обществознанию
Расширение и углубление знаний по предметам. Задания на применение анализа и синтеза. Выполнение исследовательских проектов, решение практических задач.
Формирование портфолио.

Участие в учебно – исследовательской деятельности
Дата
Вид деятельности
Форма контроля
сентябрь
Определение темы. Составление плана исследовательской работы
Определить тему исследования.
Составить развернутый план работы
октябрь
Структура и компоненты исследовательской работы
Выявить основные составляющие исследовательской работы
ноябрь
Особенности работы с биографическими источниками
Выявить особенности работы с биографиями как историческим источником
декабрь
Постраничное оформление работы
Определить объем работы, распределить материал в работе
январь
Оформление исследовательской работы
Оформить исследовательскую работу по предъявленным требованиям
февраль
Требования к устному выступлению
Определить основные требования к устному выступлению
март
Выступление на школьной научно-практической конференции
Выявить ошибки и недочёты выступления
апрель - май
Выступление на:
- Муниципальной научно-практическая конференции старшеклассников «Юность науки-2019»,
- «Юные исследователи Абакана - 2019»,
- НПК «Катановские чтения»,
- НПК «Кызласовские чтения»,
- НПК «Георгиевские чтения»
- VI Всероссийской студенческой
научно-практической конференции
 c международным участием
«От поиска – к решению. От опыта - к мастерству»
+ учащиеся 8-11 классов
Анализ выступления на НПК. Формирование портфолио.

Участие в проектно – исследовательской деятельности

Дата
Вид деятельности
Форма контроля
сентябрь
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Формулировка проблемы.
Определение ключевого вопрос темы. Проблема-это противоречия
между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации,
которые нужно решить. Проблема обязательно должна быть взята из реальной
жизни, знакома и значима для ученика
октябрь
Определение предмета и объекта исследования. Выбор методов исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее
проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - это то,
что находится в границах объекта. Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в
Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент.
ноябрь
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Определение цели и задач, значимости работы.

В ходе работы надо подтвердить или опровергнуть гипотезу (мы сделали и получили то, что
хотели или не то, что хотели; мы исследовали и поняли, что мы полагали верно или
неверно).
Цель помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить эту работу?».
Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной
цели: изучить, описать, установить, проанализировать, выявить, привлечь.
декабрь
Составление плана работы
1) определить источники информации;
2) определить способы сбора и анализа информации;
3) определить способы представления результатов;
4) выработать критерии оценки результатов и процесса
5) каким будет продукт проекта
январь
Сбор и обработка информации
Какие анкеты или исследования ты провел? Какие открытия сделал? Как ты проводил исследования? Как обрабатывал и подсчитывал результаты? Какие выводы можешь сделать?
февраль
Оформление продукта
Узнай про требования конкретного конкурса.
Не забудь про грамотное оформление библиографии. Интернет - источники тоже
указываются в библиографии в соответствии с ГОСТом. Создай презентацию (стендовую, компьютерную и т.д.)
март
Создание текста выступления
Что и зачем ты исследовал? Чего достиг? Почему твое
исследование заслуживает внимания?
апрель - май
Участие в Муниципальной НПК «Новые горизонты», МБОУ «Гимназия
Представление продукта проекта. Анализ выступления.
Формирование портфолио.