среда, 19 февраля 2020 г.

Разработки уроков по теме "Российская империя на рубеже XIX-XX вв"


Урок 1 «Особенности геополитического положения России»

Цели урока:
·         Изучить основные понятия: модернизация, геополитическое положение;
·         Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами;
·         Продолжить формирование умений анализировать исторические источники.

Тип урока: урок новых знаний.
Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах
Вид урока: информативно – диалогическая лекция
Педагогическая технология: развитие критического мышления

Оборудование урока: в кабинете с одним компьютеризированным рабочим местом (АРМ Учителя + проектор).

Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.

Ход урока:
1.      Стадия вызова. Постановка проблемного задания на урок: «Какое влияние оказывали на российскую модернизацию геополитические факторы».
Учитель с АРМ Учителя, используя проектор, показывает документальные кадры «Развитие экономики России в начале XX века».
Учитель предлагает ответить на вопросы к показанным документальным кадрам: «После какого события второй половины XIX века начался экономический подъём», «Как шло развитие промышленности, исходя из просмотренного материала», «Какие факторы оказали влияние на развитие российской промышленности».
Для дальнейшей работы предлагается изучить определение понятий «модернизация», «геополитическое положение».
2.      Смысловая стадия. Учитель предлагает в парах письменно ответить на вопросы: «Положительное влияние геополитических факторов на российскую модернизацию». «Отрицательное влияние геополитических факторов на российскую модернизацию». Учащимся предлагается информация, диаграммы, изучение которых даст возможность ответа на поставленные вопросы.
·         Территория и административное деление: учитель предлагает учащимся информацию о площади Российской империи, протяжённости границ. Особое внимание уделяется характеристике материкового положения страны, отдельно учитель рассказывает об особенностях административного деления. Одновременно идёт работа с картой «Российская империя в начале XX века».

·         Численность и плотность населения в 1914г.: перед учащимися ставится задание – при изучении диаграмм извлечь информацию о характеристике состава населения России. Предлагаются диаграммы «Численность и плотность ведущих держав мира», «Численность и плотность населения России в 1914г.». Учитель просит прокомментировать данные этих диаграмм.

·         Урбанизация: предлагается информация о составе городского населения Российской империи, так же предлагается просмотреть кадры документальной хроники. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Каким было российское общество – агарным или индустриальным, исходя из показателей уровня урбанизации».

·         Национальный состав: на следующем этапе рассмотрения нового материала предлагаются диаграммы «Сравнительная характеристика количественного состава народов Российской империи с 1719 – 1914гг.», «Национальный состав населения Российской империи в 1914г.». Учащиеся смотрят кадры документальной съёмки о жизни национальных меньшинств. Учитель организует работу по представленному материалу: «Каким был этнический состав Российской империи», «Какие сложности могли возникать в ходе модернизации в связи со сложным этническим составом российского общества».

·         Религиозный состав: приводятся данные о религиозном составе российского общества, так же идёт показ отрывков из документальных съёмок «Православие в России», «Ислам, буддизм, шаманизм в России». Учитель просит прокомментировать данные религиозного состава. Учитель отмечает, что православная церковь была частью государства и считалась главенствующей. Одновременно шёл быстрый рост религиозного самосознания у ряда народов империи. Это приводило к нарастанию антиимперских настроений.
·         Сословный состав: работа продолжается по данным переписи населения 1897г. о сословном составе российского общества. Учитель просит вспомнить, что такое сословия. Попытаться объяснить, почему юридическое деление в обществе по – прежнему происходило по сословному признаку.


·         Структура национального дохода: учитель просит прокомментировать данные диаграммы, сделать вывод о том, каким было российской общество – аграрным или индустриальным.

·         Уровень образования: приводятся данные о расходах государства на образование, о численности студентов в ВУЗах. Анализируются данные диаграмм «Грамотность населения Российской империи», «Число студентов ВУЗов в различных странах». Учитель организует работу по представленному материалу: «Чем можно объяснить неравномерность уровня грамотности в различных регионах России», «Как в целом правительство относилось к проблеме грамотности российского общества».




3.      Стадия размышления. Обменяться в парах информацией о положительном и отрицательном влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию.
4.      Стадия рефлексии. Учащиеся предлагают свои варианты ответа на поставленное в начале урока проблемное задание: «Какое влияние оказывали на российскую модернизацию геополитические факторы».