суббота, 5 января 2019 г.

Интегративный подход в истории и обществознании при подготовке к ЕГЭ


Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удаётся связать воедино
разрозненные факты.
Д. Хевелси
Одной из важнейших задач школьного образования является формирование у учащихся целостной картины мира, которая позволяет интегрироваться в эту действительность и развиваться в гармонии с ним. Эта задача исходит из положения о целостности человека и окружающей его действительности, и для ее решения необходимы системные знания и гибкое мышление, формируемые в основном в процессе целенаправленного обучения.
Вместе с тем постижение сущего происходит в рамках различных школьных предметов, что может препятствовать формированию целостного мировоззрения.
Лоскутность, разрозненность школьных знаний, по мнению JI.C. Выготского, загромождает восприятие ученика бесконечным числом отдельных фактов, сваленных в кучу в полном смысле слова, и исключает объединяющую и связывающую точку зрения на предмет. «Научить правильно мыслить о мире - это значит позаботиться о том, чтобы в опыте ученика завязались правильные связи между элементами Мира и его реакциями.».
Становление в сознании учащихся системы знаний о мире и выработка целостного отношения личности к миру происходит в условиях интегрированного обучения.
По своей сути интеграция (от латинского integrano - восстановление, восполнение) - это такое соотнесение, взаимодействие элементов образовательной системы, когда субъекты образования могут осознанно и целенаправленно изменять связи (отношения) между образовательными элементами, реализуя некоторый принцип организации.
Интеграция направлена, в конечном счете, на обеспечение целостности образовательного процесса - его способности к реализации личностно-развивающих функций, обеспечению согласованного усвоения всех основных элементов содержания образования - предметного, деятельностного, творческого и личностного опыта.
Интеграция предметов - это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления.
Качество подготовки учащихся к ЕГЭ во многом зависит от реализации интегративного подхода к процессу обучения.
Рассмотрим требования к выполнению заданий ЕГЭ по истории и обществознанию, опираясь на КИМы 2017г и 2018 г.
Одним из заданий части №2 по истории и обществознанию является работа с текстом. Задания по истории 20 - 22 (ЕГЭ -2018г) аналогично заданию ЕГЭ – 2017 г. и предполагает комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника, извлечение информации).
Задание по обществознанию 21 - 24 (ЕГЭ - 2018г) аналогично заданию ЕГЭ – 2017 г. Данные задания направлены на выявление умений находить, осознанно воспринимать и воспроизводить информацию в тексте, а так же применять её в заданном контексте.
Таким образом, для выполнения данных видов заданий по разным предметам ученик должен овладеть навыками работы с текстом. Учитель может предложить следующую памятку - алгоритм:
1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий.
3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею.
4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего.
5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки.
9. Избегайте неполных ответов.
10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание.
11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.
Задание по обществознанию 26 (ЕГЭ - 2018г) аналогично заданию ЕГЭ - 2017г. и нацеливает на характеристику текста с опорой на контекстные знания. Например, ученик должен привести примеры к таким критериям прогресса, как наука, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Используя знания исторических фактов, в качестве примеров могут быть названы такие исторические события как открытие законов движения Ньютона, с которых пошел отсчет истории современной физики и вообще естественных наук или переход от мануфактурного производства к фабричному, или названо такое историческое событие как отмена крепостного права в России в 1861г.
Одним из требований к выпускнику по истории и обществознанию является поиск и анализ информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица). Выполнение задания 27 по обществознанию (ЕГЭ - 2017г.) предполагает, например, определение исторической стратификации на примере описания сословного строя средневековой Франции.
Последнее задание 29 по обществознанию - написание эссе - относится к числу наиболее сложных. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам социального и личного опыта.
При оценивании эссе выделяются следующие элементы: представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и конкретно-иллюстративном уровнях с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. По сравнению с ЕГЭ 2017 г. при написании эссе в 2018 г. необходимо в контексте каждой выделенной идеи/ тезиса привести связанные между собой объяснение ключевых понятий, теоретические положения, рассуждения, выводы. Если в 2017 г. эссе оценивалось максимально в 4 балла, то в 2018г.- 5 баллов.
Обратимся к такой теме эссе: «Хорошее правительство распознаётся благодаря тому, как оно относится к детям, старикам, больным и нуждающимся» (Гораций). Уместно в качестве аргумента в поддержку данного высказывания обратиться к такому историческому явлению, как характеристика «Нового курса» Ф. Рузвельта в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933гг. Программа антикризисных мер была направлена прежде всего на защиту интересов слабо защищённых слоёв населения. В 1935 г. был принят первый Закон о социальном страховании. Данный закон предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.
Таким образом, интеграция предметов гуманитарного цикла при подготовке к ЕГЭ позволит комплексно вести подготовку к сдаче экзамена по этим предметам, способствует формированию у учащихся интегративного мышления, которое предполагает: широту знаний учащихся; умение работать на стыках наук; предвидение последствий принятых решений; чувство сопричастности ко всему происходящему в мире.