суббота, 8 декабря 2018 г.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства "История в школе: традиции и новации"

Победы абаканских школ и отдельных педагогов в профессиональных конкурсах российского уровня – давно уже не редкость для муниципальной системы образования. Одно из недавних достижений: учитель гимназии Татьяна КУДРЯВЦЕВА стала победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации».
Всего в столь серьезном конкурсе (среди учредителей – фонд «История Отечества» и его председатель Сергей Нарышкин) приняли участие 580 педагогов из 71 региона Российской Федерации. Конкурс проходил в три этапа, два из которых заочные, на очный финальный этап в Москву были приглашены лишь 24 педагога – лучшие из лучших. Финал конкурса и награждение состоялись в июле, в период учительских отпусков. Потому и встретиться с победителем конкурса Татьяной Кудрявцевой корреспонденту «Абакана» удалось лишь с началом нового учебного года. Учитель с без малого тридцатилетним стажем работы в школе поделилась впечатлениями от участия в столь серьезном испытании и пояснила, почему профессиональные конкурсы необходимы всем без исключения педагогам.
– Заявку на первый отборочный этап конкурса «История в школе: традиции и новации» я подала еще в марте. Для участия требовалось на сайте конкурса заполнить анкету с описанием педагогических достижений за последние пять лет, сообщить результаты участия твоих учеников в олимпиадах, результаты ЕГЭ и написать эссе. Тема эссе назначалась каждому педагогу индивидуально, мне достался период правления императора Александра II – необходимо было оценить его реформы.
Я заполнила анкету и забыла о конкурсе, так как в прошлом учебном году выпускала свой 11-й класс, и разного рода забот-хлопот было много. И вот буквально сразу же после праздника последнего звонка мне звонят организаторы конкурса: поздравляем, вы проходите во второй тур, необходимо направить нам видеозапись урока по теме гражданской войны. Так что уже по завершении учебного года, накануне ЕГЭ по истории мы с моими учениками провели урок, видео которого я и направила на конкурс. А перед выпускным балом я узнаю, что приглашена на финал – в Москву.
Для третьего тура требовалось защитить урок по теме общественных движений в XIX веке. Я хочу выразить огромную благодарность преподавателю ХГУ им. Н.Ф. Катанова Надежде Николаевне Медведевой (она – специалист именно по этому периоду) за консультации при подготовке к третьему туру конкурса. В итоге на третий этап были приглашены всего 24 учителя – по трое от каждого федерального округа. Сибирский федеральный округ представляли я и коллеги из Улан-Удэ и Новосибирска. Помимо непосредственной защиты урока по заданной теме на третьем этапе требовалось и презентовать свою педагогическую деятельность – причем на презентацию давалось не более пяти минут. Для меня данный федеральный конкурс – уже пятый по счету, поэтому я знала, как построить презентацию, чтобы уложиться в пять минут и в то же время успеть все рассказать о себе как о педагоге. Многие мои коллеги-конкурсанты просто не уложились в назначенное время. К тому же некоторые излишне разволновались, что было неудивительно, ведь в жюри столько профессионалов с высокими должностями (в том числе Сергей Нарышкин и министр просвещения РФ Ольга Васильева – между прочим, доктор исторических наук). Тем и важно участие в профессиональных конкурсах: они позволяют педагогу сконцентрироваться, мобилизоваться, посмотреть на себя со стороны, научиться чему-то у коллег. Как результат, ты переходишь на качественно другой уровень. Ведь так легко «утонуть» в повседневной работе и перестать расти в профессиональном плане, а такая «встряска» позволяет расти, ставить новые цели и достигать их, – вспоминает об участии в конкурсе его победительница.
Однако гораздо больше, чем собственным, любой педагог радуется достижениям своих учеников. В этом и заключается талант настоящего учителя: заинтересовать детей своим предметом, зажечь «звездочки». И таких звезд – ярких учеников, призеров олимпиад и конкурсов разного уровня, – у Татьяны Кудрявцевой много. Одна из таких – выпускница прошлого года Софья Боргоякова, сдавшая ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Сегодня девушка – студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
– Сегодня школьники принципиально изменились по сравнению с прежними годами – они ясно осознают значимость хорошего образования, понимают, что образование – это мощный социальный лифт. В 1990-е годы школьники не сознавали значимости учебы вообще. Было и такое, что мои старшеклассники говорили: «Татьяна Юрьевна, что вы «паритесь». Вот мой отец привезет товар из Новосибирска, продаст его и получит столько за месяц, сколько вы за год не зарабатываете». Сегодня ребята учатся хорошо не потому, что их заставляют родители, у детей высокая внутренняя мотивация – они хотят получать знания и поступать в престижные вузы. Дети получают высшее образование там, где и планировали, а не там, куда бы у них получилось проще поступить. Этот факт меня как педагога очень радует, – отмечает классный руководитель.
Сегодня у Татьяны Юрьевны новый класс, и вот она снова приобщает к миру истории пятиклашек. В школе Татьяна Кудрявцева работает тридцатый год, в Томском госуниверситете моя собеседница училась по специальности «История КПСС».
– Родом я из Казахстана, всегда была активной комсомолкой, членом райкома комсомола. Вот и в вуз поехала поступать по целевому направлению – от обкома комсомола города Целинограда. Однако, пока мы учились в университете, в стране произошли кардинальные изменения. Мой супруг – геолог, его направили в Туву, я поехала вместе с ним, пошла преподавать в школу, так вот в школе и работаю с тех пор, чему очень рада, – поясняет моя собеседница.
Интересуюсь у педагога, как ей со специальностью «История КПСС» удавалось преподавать историю в 1990-е годы, во времена, когда все советское подвергалось критике. В то же время сегодня, как отмечают историки, мы все больше уходим в сторону «позитивной истории» нашей страны, что означает: прошлое, каким бы оно ни было, это наша история, и нельзя ее подвергать огульной критике, нужно воспитывать в детях гордость за свою отчизну. Как преподают историю сегодня?
– Исторические факты как были, так и остались, другое дело, что оценка всегда будет носить субъективный характер. Как педагог я стараюсь преподносить материал как можно объективнее: освещать ту или иную тему с разных позиций. Материал нужно подавать таким образом, чтобы на уроке дети имели возможность многостороннего анализа той или иной исторической ситуации, события. Ну а чтобы давать какие-либо исторические оценки, нужно еще заслужить это право – оценивать. Прежде всего нужно знать историю своего Отечества. Поэтому и гораздо проще рассматривать прошлые периоды, а современность мы не можем оценивать – ведь это еще незавершенные процессы. Конечно, ученики задают вопросы – и по Крыму, и по современной социально-политической ситуации… Я всегда завершаю наши размышления тем, что история все расставит на свои места, – отвечает педагог.
Прошу опытного учителя выразить свое мнение о перспективе введения обязательного экзамена по истории и о ЕГЭ в принципе.
– Поживем – увидим, вот, к примеру, уже много лет твердят, что необходимо сделать обязательным экзамен по иностранному языку. Если экзамен по истории и введут, ведь будет два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень, полагаю, осилит любой ученик. Вполне логично требовать от выпускников знания истории и культуры страны, в которой ты живешь. Что касается самого экзамена в форме ЕГЭ, то меня радует, как в последнее время изменяются задания по истории и обществознанию. Они становятся более творческими, требующими не просто знания фактажа, а умения размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать ситуацию. Что касается формы экзамена, меня как педагога она устраивает. Вспомните, как мы сдавали экзамены: сначала в школе 7–8 выпускных, потом еще в вуз 3–4 экзамена. Сегодня ребенок переживает стрессовую ситуацию один раз, имея возможность подать документы в пять вузов. Многие наши выпускники учатся в престижных центральных вузах, могли бы они поступить в эти вузы без ЕГЭ? – отвечает учитель одной из лучших школ Абакана.
Замечаю своей собеседнице, что сегодня высокие результаты ЕГЭ достигаются учениками в том числе и благодаря занятиям с репетиторами – преподавателями вузов.
– Важна работа в связке «ученик – родитель – учитель». Репетитор может быть, однако я не понимаю, как за один час в неделю репетитор может выдать весь блок знаний… Да, откорректировать какие-то пробелы он может, но при условии, если ребенок сам будет заниматься. Вообще высоких результатов можно достичь и без репетитора – и моя ученица Софья Боргоякова это доказала. Сто баллов по обществознанию она набрала занимаясь самостоятельно, но это нужно иметь такой характер, самодисциплину… В принципе в диапазоне 70–80 баллов ученик может сдать ЕГЭ и самостоятельно, систематически занимаясь на уроках, – считает учитель.

Искусство маленьких шагов


…Я прошу не о чудесах и миражах, а о силе каждого дня.
 Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, что бы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях, которые меня взволновали.
Антуан де Сент Экзюпери
В этом году 29 лет моей педагогической деятельности, поэтому слова французского писателя приобретают особый смысл…
Я поняла и приняла как жизненно важную необходимость задавать себе правильные и сложные вопросы и обязательно отвечать на них, не оправдывая и не жалея себя.
Шаг маленький — первый.
Почему я в школе?
Потому что со школой у меня связано  детство и юность – руководитель  пионерской организации, а потом и комсомольской, работа старшей пионервожатой, и когда в 1989 году после окончания Томского государственного университета по распределению супруга приехали в Республику Тува, вопрос,  где работать,  и не обсуждался – учителем истории.

Шаг маленький — второй.
Что я умею в профессии?
А что вообще должен уметь в профессии учитель?
Прежде всего, он должен хорошо уметь делать то, чему собирается научить своих учеников. Мои ученики хорошо умеют делать следующее…
Только за последние три года ребята становятся победителями и призёрами во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию, экономике, праву – на муниципальном этапе  – 41 ученик; на региональном – 26 учеников.
Старшеклассники становятся призёрами олимпиады Хакасского государственного университета  «Старт в будущее» по обществознанию и экономике; Открытой региональной межвузовской олимпиады вузов Томска по истории; Кутафинской олимпиады школьников по праву в Красноярске и  заключительного этапа этой олимпиады в Москве; отборочного и заключительного этапов олимпиады школьников РАНХиГС по обществознанию и истории.
И в этом году выпускники подтвердили свои результаты при прохождении Государственной итоговой аттестации – средний балл по истории – 76, по обществознанию – 78 и очередные 100 баллов по обществознанию ….
А если поставить вопрос по-другому? Умею ли я то, что умеют мои ученики?
Наверное…. и участие в профессиональных конкурсах это подтверждает: победитель Всероссийского творческого конкурса «Урок Просвещения», Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», Приоритетного национального проекта «Образование», конкурса на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам, особенно важна победа в конкурсе «Золотой барс» Хакасского фонда поддержки одарённых детей.

Шаг маленький — третий.
Каким я буду завтра?
Помнить, что чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...(В.О.Ключевский)
А для этого важно меняться вместе с детьми, которых я учу. Слушать их и слышать.  Видеть и поддерживать те открытия, которые происходят каждый день, каждый час и минуту…


Постигать искусство маленьких шагов…