суббота, 8 декабря 2018 г.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства "История в школе: традиции и новации"

Победы абаканских школ и отдельных педагогов в профессиональных конкурсах российского уровня – давно уже не редкость для муниципальной системы образования. Одно из недавних достижений: учитель гимназии Татьяна КУДРЯВЦЕВА стала победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации».
Всего в столь серьезном конкурсе (среди учредителей – фонд «История Отечества» и его председатель Сергей Нарышкин) приняли участие 580 педагогов из 71 региона Российской Федерации. Конкурс проходил в три этапа, два из которых заочные, на очный финальный этап в Москву были приглашены лишь 24 педагога – лучшие из лучших. Финал конкурса и награждение состоялись в июле, в период учительских отпусков. Потому и встретиться с победителем конкурса Татьяной Кудрявцевой корреспонденту «Абакана» удалось лишь с началом нового учебного года. Учитель с без малого тридцатилетним стажем работы в школе поделилась впечатлениями от участия в столь серьезном испытании и пояснила, почему профессиональные конкурсы необходимы всем без исключения педагогам.
– Заявку на первый отборочный этап конкурса «История в школе: традиции и новации» я подала еще в марте. Для участия требовалось на сайте конкурса заполнить анкету с описанием педагогических достижений за последние пять лет, сообщить результаты участия твоих учеников в олимпиадах, результаты ЕГЭ и написать эссе. Тема эссе назначалась каждому педагогу индивидуально, мне достался период правления императора Александра II – необходимо было оценить его реформы.
Я заполнила анкету и забыла о конкурсе, так как в прошлом учебном году выпускала свой 11-й класс, и разного рода забот-хлопот было много. И вот буквально сразу же после праздника последнего звонка мне звонят организаторы конкурса: поздравляем, вы проходите во второй тур, необходимо направить нам видеозапись урока по теме гражданской войны. Так что уже по завершении учебного года, накануне ЕГЭ по истории мы с моими учениками провели урок, видео которого я и направила на конкурс. А перед выпускным балом я узнаю, что приглашена на финал – в Москву.
Для третьего тура требовалось защитить урок по теме общественных движений в XIX веке. Я хочу выразить огромную благодарность преподавателю ХГУ им. Н.Ф. Катанова Надежде Николаевне Медведевой (она – специалист именно по этому периоду) за консультации при подготовке к третьему туру конкурса. В итоге на третий этап были приглашены всего 24 учителя – по трое от каждого федерального округа. Сибирский федеральный округ представляли я и коллеги из Улан-Удэ и Новосибирска. Помимо непосредственной защиты урока по заданной теме на третьем этапе требовалось и презентовать свою педагогическую деятельность – причем на презентацию давалось не более пяти минут. Для меня данный федеральный конкурс – уже пятый по счету, поэтому я знала, как построить презентацию, чтобы уложиться в пять минут и в то же время успеть все рассказать о себе как о педагоге. Многие мои коллеги-конкурсанты просто не уложились в назначенное время. К тому же некоторые излишне разволновались, что было неудивительно, ведь в жюри столько профессионалов с высокими должностями (в том числе Сергей Нарышкин и министр просвещения РФ Ольга Васильева – между прочим, доктор исторических наук). Тем и важно участие в профессиональных конкурсах: они позволяют педагогу сконцентрироваться, мобилизоваться, посмотреть на себя со стороны, научиться чему-то у коллег. Как результат, ты переходишь на качественно другой уровень. Ведь так легко «утонуть» в повседневной работе и перестать расти в профессиональном плане, а такая «встряска» позволяет расти, ставить новые цели и достигать их, – вспоминает об участии в конкурсе его победительница.
Однако гораздо больше, чем собственным, любой педагог радуется достижениям своих учеников. В этом и заключается талант настоящего учителя: заинтересовать детей своим предметом, зажечь «звездочки». И таких звезд – ярких учеников, призеров олимпиад и конкурсов разного уровня, – у Татьяны Кудрявцевой много. Одна из таких – выпускница прошлого года Софья Боргоякова, сдавшая ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Сегодня девушка – студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
– Сегодня школьники принципиально изменились по сравнению с прежними годами – они ясно осознают значимость хорошего образования, понимают, что образование – это мощный социальный лифт. В 1990-е годы школьники не сознавали значимости учебы вообще. Было и такое, что мои старшеклассники говорили: «Татьяна Юрьевна, что вы «паритесь». Вот мой отец привезет товар из Новосибирска, продаст его и получит столько за месяц, сколько вы за год не зарабатываете». Сегодня ребята учатся хорошо не потому, что их заставляют родители, у детей высокая внутренняя мотивация – они хотят получать знания и поступать в престижные вузы. Дети получают высшее образование там, где и планировали, а не там, куда бы у них получилось проще поступить. Этот факт меня как педагога очень радует, – отмечает классный руководитель.
Сегодня у Татьяны Юрьевны новый класс, и вот она снова приобщает к миру истории пятиклашек. В школе Татьяна Кудрявцева работает тридцатый год, в Томском госуниверситете моя собеседница училась по специальности «История КПСС».
– Родом я из Казахстана, всегда была активной комсомолкой, членом райкома комсомола. Вот и в вуз поехала поступать по целевому направлению – от обкома комсомола города Целинограда. Однако, пока мы учились в университете, в стране произошли кардинальные изменения. Мой супруг – геолог, его направили в Туву, я поехала вместе с ним, пошла преподавать в школу, так вот в школе и работаю с тех пор, чему очень рада, – поясняет моя собеседница.
Интересуюсь у педагога, как ей со специальностью «История КПСС» удавалось преподавать историю в 1990-е годы, во времена, когда все советское подвергалось критике. В то же время сегодня, как отмечают историки, мы все больше уходим в сторону «позитивной истории» нашей страны, что означает: прошлое, каким бы оно ни было, это наша история, и нельзя ее подвергать огульной критике, нужно воспитывать в детях гордость за свою отчизну. Как преподают историю сегодня?
– Исторические факты как были, так и остались, другое дело, что оценка всегда будет носить субъективный характер. Как педагог я стараюсь преподносить материал как можно объективнее: освещать ту или иную тему с разных позиций. Материал нужно подавать таким образом, чтобы на уроке дети имели возможность многостороннего анализа той или иной исторической ситуации, события. Ну а чтобы давать какие-либо исторические оценки, нужно еще заслужить это право – оценивать. Прежде всего нужно знать историю своего Отечества. Поэтому и гораздо проще рассматривать прошлые периоды, а современность мы не можем оценивать – ведь это еще незавершенные процессы. Конечно, ученики задают вопросы – и по Крыму, и по современной социально-политической ситуации… Я всегда завершаю наши размышления тем, что история все расставит на свои места, – отвечает педагог.
Прошу опытного учителя выразить свое мнение о перспективе введения обязательного экзамена по истории и о ЕГЭ в принципе.
– Поживем – увидим, вот, к примеру, уже много лет твердят, что необходимо сделать обязательным экзамен по иностранному языку. Если экзамен по истории и введут, ведь будет два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень, полагаю, осилит любой ученик. Вполне логично требовать от выпускников знания истории и культуры страны, в которой ты живешь. Что касается самого экзамена в форме ЕГЭ, то меня радует, как в последнее время изменяются задания по истории и обществознанию. Они становятся более творческими, требующими не просто знания фактажа, а умения размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать ситуацию. Что касается формы экзамена, меня как педагога она устраивает. Вспомните, как мы сдавали экзамены: сначала в школе 7–8 выпускных, потом еще в вуз 3–4 экзамена. Сегодня ребенок переживает стрессовую ситуацию один раз, имея возможность подать документы в пять вузов. Многие наши выпускники учатся в престижных центральных вузах, могли бы они поступить в эти вузы без ЕГЭ? – отвечает учитель одной из лучших школ Абакана.
Замечаю своей собеседнице, что сегодня высокие результаты ЕГЭ достигаются учениками в том числе и благодаря занятиям с репетиторами – преподавателями вузов.
– Важна работа в связке «ученик – родитель – учитель». Репетитор может быть, однако я не понимаю, как за один час в неделю репетитор может выдать весь блок знаний… Да, откорректировать какие-то пробелы он может, но при условии, если ребенок сам будет заниматься. Вообще высоких результатов можно достичь и без репетитора – и моя ученица Софья Боргоякова это доказала. Сто баллов по обществознанию она набрала занимаясь самостоятельно, но это нужно иметь такой характер, самодисциплину… В принципе в диапазоне 70–80 баллов ученик может сдать ЕГЭ и самостоятельно, систематически занимаясь на уроках, – считает учитель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий