Согласно ФГОС второго поколения основного общего образования основной
процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является, защита
итогового индивидуального проекта.
В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм
действий:
постановка проблемы,
поиск информации по данной проблематике,
работа с разнообразными источниками,
систематизация и анализ найденной информации,
оформление выводов, представление полученных результатов и определение
практической значимости работы вместе с возможными перспективами
дальнейшего исследования проблемы.
Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков
данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент,
во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть
рассчитаны на быструю их реализацию,
в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения,
создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время
подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому
периоду истории.
В 5 классе изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток»,
«Древняя Греция», «Древний Рим» - всё это занимательные темы и ребята с
удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты
этих мини-проектов могут быть разными:
- составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки: «загадки
пирамиды Хеопса», «Пантеон греческих богов», «По следам легендарной Трои»,
- представляют описательный текст с помощью рисунка,
- составляют презентации: «Семь чудес света», «В афинских школах и гимнасиях»,
«Театр Диониса», сообщения: «Религия древних египтян», «Законы Хаммурапи»,
«Достижения Древнего Китая и Древней Индии», рефераты; «Иероглифы Древнего
Египта и Китая», «Клинопись в Древнем Двуречье», «Гомер - великий поэт Древней
Греции», «Походы Александра Македонского».
В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач,
подразумевающих применение целого комплекса умений.
В качестве примера можно
привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по
истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с
положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое
задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его
биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение,
отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту
его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под
древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями.
В 7-8 классах возможно использование такой формы работы как сравнительный
анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как
документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести
следующий проект: «Рабовладение в США в 19 веке и крепостная система в Российской
империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.БичерСтоун
«Хижина дяди Тома» и «Записок охотника» И.В.Тургенева»).
Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану,
который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает:
изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений,
широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение
цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия
в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются
историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами,
собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным
творчеством.
При работе над мини - проектами развиваются коммуникативного умения, а
именно, сотрудничество в поиске и сборе информации.
Проведённый мониторинг
формирования коммуникативных УУД среди учащихся 8 классов показала, что 33 %
учащихся (21 человек) обладают высоким уровнем сформированности данного умения,
67% - средним уровнем (44 человека). У восьмиклассников отмечается желание вступать в
контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым
необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными
навыками «Я знаю!»); а также умение организовать общение (уровень овладения
коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение
работать в группе.
Высокий уровень регулятивного умения составляет 20% (13 человек), средний
уровень – 80% (52 человека). Блок регулятивных действий представлен действиями,
обеспечивающие организацию учащимся своей проектной деятельности: целеполагание
как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня
усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка -
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
Высокий уровень сформированности познавательных учебных действий составляет
40% (26 человек), средний уровень - 60 % (39 человек).
Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать
выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной
секции школьного этапа ежегодной НПК конференции. В ходе обсуждения задаются
вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину
исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие
работы рекомендуются к представлению для участия в муниципальной и республиканских
научно - практических конференциях.
Интересным примером долгосрочного проекта является работа ученицы 8 класса
Кристины С.
В 6 классе проект ученицы был посвящён определению принципа историзма в
изучении средневековой моды Западной Европы. Автор защитила свою работу в рамках
Муниципальной НПК «Юность науки – 2013г.» и заняла 1 место. В 7 классе принцип
историзма был рассмотрен применительно к средневековому костюму Ближнего Востока.
Кристина заняла 2 место в Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2014г.», стала
лауреатом Регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских
работ им.В.И.Вернадского. В 8 классе проект был посвящён сравнительной
характеристике средневековой моды Западной Европы и Ближнего Востока. Ученица
выступила с защитой проекта на методическом Фестивале «От новых форм оценивания к
новым образовательным результатам», стала победителем на Муниципальной НПК
«Юность науки – 2015г.» и Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2016г.».
За 3 учебных года 6 учеников стали и победителями и призёрами муниципальной
НПК и 7 учеников - на республиканских НПК: Маша М., проект «Роль адвокатов в
принятии решений судом присяжных заседателей в России» (на примере практики Ф. Н.
Плевако), Дима К. проекты «Сепаратизм в современном мире», «Восстание тайпинов в
Китае», Егор Х., проекты «Роль стрельцов и мушкетёров в государстве», «Феномен
пиратства», Илья И., проект «Причины зарождения фашизма в Италии и нацизма в
Германии», Полина Е., проекты «Вслед за Анной Ярославной - королевой Франции»,
«Реальная сеть или сетевая реальность». Использование проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации
образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и
дома.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной
деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, приобретают
новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные
способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и
принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их
будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения
реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели.