воскресенье, 27 января 2019 г.

От учебных проектов к проектированию будущего



    Согласно ФГОС второго поколения основного общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является, защита итогового индивидуального проекта. В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:
  постановка проблемы,
  поиск информации по данной проблематике, 
 работа с разнообразными источниками,
  систематизация и анализ найденной информации, 
 оформление выводов, представление полученных результатов и определение практической значимости работы вместе с возможными перспективами дальнейшего исследования проблемы. 
   Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент, во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию, в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации. Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. 
    В 5 классе изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» - всё это занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными: - составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки: «загадки пирамиды Хеопса», «Пантеон греческих богов», «По следам легендарной Трои», - представляют описательный текст с помощью рисунка, - составляют презентации: «Семь чудес света», «В афинских школах и гимнасиях», «Театр Диониса», сообщения: «Религия древних египтян», «Законы Хаммурапи», «Достижения Древнего Китая и Древней Индии», рефераты; «Иероглифы Древнего Египта и Китая», «Клинопись в Древнем Двуречье», «Гомер - великий поэт Древней Греции», «Походы Александра Македонского». В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. 
   В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями. 
         В 7-8 классах возможно использование такой формы работы как сравнительный анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести следующий проект: «Рабовладение в США в 19 веке и крепостная система в Российской империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.БичерСтоун «Хижина дяди Тома» и «Записок охотника» И.В.Тургенева»). Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану, который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает: изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений, широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами, собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным творчеством. При работе над мини - проектами развиваются коммуникативного умения, а именно, сотрудничество в поиске и сборе информации. 
      Проведённый мониторинг формирования коммуникативных УУД среди учащихся 8 классов показала, что 33 % учащихся (21 человек) обладают высоким уровнем сформированности данного умения, 67% - средним уровнем (44 человека). У восьмиклассников отмечается желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); а также умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. Высокий уровень регулятивного умения составляет 20% (13 человек), средний уровень – 80% (52 человека). Блок регулятивных действий представлен действиями, обеспечивающие организацию учащимся своей проектной деятельности: целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 
     Высокий уровень сформированности познавательных учебных действий составляет 40% (26 человек), средний уровень - 60 % (39 человек). Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д. 
     Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной НПК конференции. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению для участия в муниципальной и республиканских научно - практических конференциях. Интересным примером долгосрочного проекта является работа ученицы 8 класса Кристины С. В 6 классе проект ученицы был посвящён определению принципа историзма в изучении средневековой моды Западной Европы. Автор защитила свою работу в рамках Муниципальной НПК «Юность науки – 2013г.» и заняла 1 место. В 7 классе принцип историзма был рассмотрен применительно к средневековому костюму Ближнего Востока. Кристина заняла 2 место в Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2014г.», стала лауреатом Регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского. В 8 классе проект был посвящён сравнительной характеристике средневековой моды Западной Европы и Ближнего Востока. Ученица выступила с защитой проекта на методическом Фестивале «От новых форм оценивания к новым образовательным результатам», стала победителем на Муниципальной НПК «Юность науки – 2015г.» и Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2016г.».
      За 3 учебных года 6 учеников стали и победителями и призёрами муниципальной НПК и 7 учеников - на республиканских НПК: Маша М., проект «Роль адвокатов в принятии решений судом присяжных заседателей в России» (на примере практики Ф. Н. Плевако), Дима К. проекты «Сепаратизм в современном мире», «Восстание тайпинов в Китае», Егор Х., проекты «Роль стрельцов и мушкетёров в государстве», «Феномен пиратства», Илья И., проект «Причины зарождения фашизма в Италии и нацизма в Германии», Полина Е., проекты «Вслед за Анной Ярославной - королевой Франции», «Реальная сеть или сетевая реальность».         Использование проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели.