воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Модульные уроки при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию



Сегодня у учителя есть возможность отобрать и выявить для себя оптимальный набор современных приемов и методов обучения, адаптировать их в соответствующие технологии. В ходе работы мне, как и любому учителю, пришлось столкнуться с трудностями, существующими противоречиями: как в условиях многообразия программ и учебников, сохранения концентрической модели построения учебного процесса найти наиболее оптимальные пути обучения школьников обществознанию в соответствии с требованиями государственного стандарта, задачами развивающего обучения, потребностью применения новых технологий и целями модернизации образования в целом?
Решить это противоречие, на мой взгляд, помогает блочно - модульная технология, разработанная Третьяковым П.И., Сенновским И. Б.
Данная технология способствует глубокому усвоению базовых знаний школьного курса и умению анализа и обобщения изучаемого материала. Я убеждена в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает в системе дифференцированного подхода к обучению; происходят индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекция, консультирование. Ученик имеет возможность самореализовываться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
В педагогической литературе модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им.
Модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Только то, что сделано самостоятельно, остается в памяти надолго и активно развивает мышление. Очень важно то, что основополагающий принцип - свобода для самостоятельного обучения - достигается потому, что обучение ведется на уровне возможностей обучающегося без интеллектуальных, физических и моральных для него перегрузок.
Множество модулей предназначенных для изучения относительно автономной темы образуют блок.
Основным средством модульной технологии является сформированная на основе модулей модульная программа.
При переходе на блочно-модульную технологию обучения я разработала блочно-модульную программу изучения курса «Обществознание» для подготовки к сдаче ЕГЭ.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса.
2. Постановка целей, задач обучения для всего блока.
3. Сочетание словесных и наглядных методов.
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей. Система работы по блочно-модульной технологии:
        Модуль актуализации
        Теоретический модуль
        Практический модуль
        Модуль ошибок
        Модуль контроля
Более подробно остановлюсь на формах и методах работы применяемых в каждом модуле.
Модуль актуализации. На данном этапе провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. Для этого чаще всего использую задания 1 части ЕГЭ.
Теоретический модуль предполагает устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий. Работая с теоретическим модулем использую «Технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (автор С.Н.Лысенкова)» Провожу различного типа уроки урок - лекция; урок – беседа, урок - диспут; урок – семинар.
Практический модуль. На уроках в режиме данного модуля особое внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые предполагают разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, работу с логическими схемами. Задания подбираю и составляю как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Следует отметить, что для выполнения каждого типа заданий я разработала алгоритмы, т.е. определенные логические умозаключения, которые помогут ученику лучше справиться с заданием. Например: при отработке задания 25 ЕГЭ по обществознанию ребята вытягивают карточки с понятиями (5 понятий, оценка 5), при этом они дают определение каждому понятию и приводят 2 предложения, характеризующих данное понятие. При такой работе часто использую систему взаимоконтроля, что повышает интерес учащихся к предмету, вырабатывает потребность знать и повторять пройденный материал. Для работы в системе и накопления материала учащиеся ведут отдельную тетрадь для задания 25. Такие задания ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами и рисунками, таблицами и схемами, ресурсами Интернета и цифровыми образовательными ресурсами. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.
Практический модуль наиболее эффективен при использовании новых информационных технологий, технологии проектного и проблемного обучения. Самый малый ученический проект – это презентация, без которой сложно представить современный урок. В моей учительской медиатеке на данный момент накоплено 64 презентации по истории, 50 по обществознанию, 28 по праву. Многие из них выполнены учащимися.
Модуль ошибок. Уроки модуля ошибок направлены на работу по предупреждению ошибок, текущую или совместную работу над ошибками. Урок необычный в том плане, что ребята, изучив теоретическую часть материала сами составляют задания, сознательно допуская ряд ошибок. Более отработанными в этом плане являются задания части 1 типа «верны ли следующие суждения».
Например: Верны ли следующие суждения:
А) самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих возможностей, устремлений
Б) самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения не верны
Модуль контроля. Проведение уроков контроля предполагает обязательное выполнение учащимися контрольного теста или контрольной работы, т.е. своеобразный выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля. Контрольная работа строится по типам заданий ЕГЭ: это задания части 1, задания части 2. Особое внимание уделяю качеству выполнения задания 28 (составление плана), за которое ставлю отдельную оценку. Контроль за работой над заданием 28 осуществляю через еженедельную проверку тетрадей, в которых ребята выполняют данное задание. Созданный мной алгоритм работы над заданием 28 способствует повышению качества выполнения данного вида заданий, что в итоге продуктивно сказывается на результатах ЕГЭ.
Я считаю, что при работе с любым модулем необходимо осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента, с целью выявления пробелов.
В случае, если выходной контроль показал низкий уровень усвоения материала, то модульная программа разработана так, что в конце каждого блока есть уроки, обычно 2 урока, для подготовки к ЕГЭ. На данных уроках происходит закрепление, доработка материала и устранение пробелов.
Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И.
1 ступень – усвоение знаний  1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение
2 ступень – понимание  2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
3ступень – понимание   3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
4ступень – анализ          4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)
5 ступень – синтез         5-й уровень – умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.
6 ступень – оценка         6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.
Что дают модульные уроки?
Мои выводы базируются на наблюдениях и мониторинговых исследованиях. Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.