Размышляю, пробую, делюсь опытом (печатные работы)

Формирование функциональной грамотности на уроках истории 
( Научно - методический журнал "Наука и образование: новое время".-№2.-2020) 

Ключевые слова: функциональная грамотность, функциональное чтение, технология кейс-стади.
В середине XX века Международная организация ЮНЕСКО приняло решение о разграничении понятий функциональная грамотность и минимальная грамотность. Если последняя определяется, как способность читать и писать простые сообщения, то под функциональной грамотностью имеется в виду тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении[5].
Значение этого термина приобрело широкий смысл: это и совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; и способ социальной ориентации личности, и мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях[5].
Качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться сегодня как портрет современного выпускника школы.
Каковы отличительные черты функциональной грамотности? В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность обладает ситуативной характеристикой той же личности.
О существовании функциональной грамотности мы чаще узнаём, только столкнувшись с её отсутствием. Функциональная грамотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образе жизни или профессиональной деятельности. Так человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться установками, например, банкоматом.
Процесс функционального чтения состоит из трёх фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. Из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация (толкование) текста.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть «присвоение» добытых новых знаний как собственных в результате размышления [4].
Современная школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные[2].
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе: описание, повествование, рассуждение.
К несплошным текстам относятся: графики; диаграммы; схемы, таблицы, рисунки.
Рассмотрим несколько примеров заданий по истории для оценки функциональной грамотности на примере несплошных текстов [1].

Необходимо составить небольшой рассказ к каждой иллюстрации: кто изображен, кем являлись эти люди, какое событие отразил на картине художник, что объединяет эти картины, определить значение этих событий в истории нашей страны[1].
В качестве методического приёма по изучению исторических персоналий (роль личности в истории) может быть применён вариант заданий - кейсов [3].
«Перед вами коллаж, в центре которого - сам Иван Третий, а по сторонам - иллюстрации, которые связаны с основными событиями, произошедшими в его правление. Внимательно изучите все иллюстрации. Укажите, к каким событиям они относятся.
Более подробно расскажите об одном из изображенных событий. Поясните, почему вы считаете его важнейшим в правлении Ивана Третьего. Сделайте вывод о том, каким правителем был Иван Третий».
Такая деятельность мотивирует обучающихся сопоставлять изученные факты и их образное представление художником. Учитель может использовать задания к иллюстрациям, предложенные в учебнике, или же разработать дополнительные (проблемного характера), нацеливающие учащихся на анализ, поиск ответа на вопрос, творчество.
Список литературы:
1.     Андреев И.Н., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времён до XVI в. Учебник  для 6 кл. - М.: Дрофа, 2016.-285с.
2.     Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. - М.: Просвещение, 2006. - 321 с.
3.     Калуцкая Е.К. Учебные ситуации и приёмы их анализа на уроке истории в 6 классе//Преподавание истории в школе.-№1.-2016.
4.     Кудрявцева Т.Ю. «Читаем и понимаем» (формирование функциональной грамотности на уроках)//блог Кудрявцевой Т.Ю. [электронный ресурс]. URL: https://kudryavceva.blogspot.com/2019/ (дата обращения 19.02.2020)
5.     Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональной грамотности» в педагогической теории и практике//Научная электронная библиотека «Киберленинка» [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 18.02.2020)


Реализация компетентностного подхода в условиях профилизации старшей школы
(на примерах практических занятий по истории)
VI Международная НПК  «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования» - Абакан, изд ФГБОУ ВО «ХГУ имени Катанова», 2018

С конца 70-х гг. 20 века о несоответствии между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса - будущие работодатели выпускников образовательных учреждений - подчёркивали, что скорее заинтересованы в базовой готовности к работе, чем в специальной подготовке к конкретным операциям.
В целом в результате педагогических дискуссий стала проясняться необходимость такого образовательного результата, которые не сводится к простой комбинации сведений, а ориентированы на решение реальных задач.
Таким образом, компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.
Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающий его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – отчуждение, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для эффективной продуктивной деятельности [2, с.60].
Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени образования» цель обучения определяется как расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников к освоению программ профессионального образования [3].
В старшей школе необходимо дальнейшее формирование умений работать с историческими материалами разного формата, развивать умения анализа и синтеза, формировать собственную позицию, знакомясь с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества.
Практика показывает, что ключевые компетентности формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться на проектирование учебно – практических ситуаций.
Проведение практических занятий (практикумов) по истории в старшей школе нацелено на установление межпредметных связей. В зависимости от познавательных возможностей и интересов старшеклассников занятия могут быть по определенной теме или интегрированными[1, с.123].
Организуются они с использованием различных форм: семинар, дебаты на основе привлечения широкого спектра исторических источников.
Особое место при проведении практических занятий целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.
Например, при изучении «Поучения Владимира Мономаха своим детям» задание можно сформулировать так - выясните в ходе изучения курс Отечественно истории:
- насколько жизнь и деятельность Владимира Мономаха соответствовала его «Поучению»
- вняли ли сыновья Мономаха «Поучение» своего отца.
При изучении фрагмента «Манифест о даровании вольности российскому дворянству» выполнение практического занятие требует связать его с реалиями современности – на основе изучения «Манифеста» и примеров современности проанализируйте:
- реальные возможности меры службы в России в 18веке
- меры Правительства РФ по реформированию системы образования в стране.
Таким образом, проведение практических занятий по истории в старшей профильной школе позволяет формировать компетентность, прежде всего в готовности обучаемых использовать учебные навыки для решения практических задач.

Библиографический список
1. Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашкина И.Ю. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт – Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием//Спб.,2008. 195с.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования//Народное образование. 2003. №2. с.58 - 64
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу МО РФ от 18.07.2002 №2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени образования».URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067


 От учебных проектов к проектированию будущего.Сборник материалов их опыта работы МБОУ "Гимназия" по реализации ФГОС// Роса, 2015
«Проектирование – не цель, а образ жизни, конечный результат в самом себе…» Дж.К.Джонс
Согласно ФГОС второго поколения основного общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является, защита итогового индивидуального проекта.
В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:
ü  постановка проблемы,
ü  поиск информации по данной проблематике,
ü  работа с разнообразными источниками,
ü  систематизация и анализ найденной информации,
ü  оформление выводов, представление полученных результатов и определение практической значимости работы вместе с возможными перспективами дальнейшего исследования проблемы.
Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент,
во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию,
в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории.
В 5 классе изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» - всё это занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными:
- составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки: «загадки пирамиды Хеопса», «Пантеон греческих богов», «По следам легендарной Трои»,
- представляют описательный текст с помощью рисунка,
-  составляют презентации: «Семь чудес света», «В афинских школах и гимнасиях», «Театр Диониса», сообщения: «Религия древних египтян», «Законы Хаммурапи», «Достижения Древнего Китая и Древней Индии», рефераты; «Иероглифы Древнего Египта и Китая», «Клинопись в Древнем Двуречье», «Гомер - великий поэт Древней Греции», «Походы Александра Македонского».
В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями.
В 7-8 классах возможно использование такой формы работы как сравнительный анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести следующий проект: «Рабовладение в США в 19 веке и крепостная система в Российской империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.Бичер-Стоун «Хижина дяди Тома» и «Записок охотника» И.В.Тургенева»).
Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану, который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает: изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений, широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами, собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным творчеством.
При работе над мини - проектами развиваются коммуникативного умения, а именно, сотрудничество в поиске и сборе информации. Проведённый мониторинг формирования коммуникативных УУД среди учащихся 8 классов показала, что 33 % учащихся (21 человек) обладают высоким уровнем сформированности данного умения, 67% - средним уровнем (44 человека). У восьмиклассников отмечается желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); а также умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Высокий уровень регулятивного умения составляет 20% (13 человек), средний уровень – 80% (52 человека). Блок регулятивных действий представлен действиями, обеспечивающие организацию учащимся своей проектной деятельности: целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Высокий уровень сформированности познавательных учебных действий составляет 40% (26 человек), средний уровень - 60 % (39 человек).
Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной НПК конференции. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению для участия в муниципальной и республиканских научно - практических конференциях.
Интересным примером долгосрочного проекта является работа ученицы 8 класса Кристины С.
В 6 классе проект ученицы был посвящён определению принципа историзма в изучении средневековой моды Западной Европы. Автор защитила свою работу в рамках Муниципальной НПК «Юность науки – 2013г.» и заняла 1 место. В 7 классе принцип историзма был рассмотрен применительно к средневековому костюму Ближнего Востока. Кристина заняла 2 место в Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2014г.», стала лауреатом Регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского. В 8 классе проект был посвящён сравнительной характеристике средневековой моды Западной Европы и Ближнего Востока. Ученица выступила с защитой проекта на методическом Фестивале «От новых форм оценивания к новым образовательным результатам», стала победителем на Муниципальной НПК «Юность науки – 2015г.» и Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2015г.».
За 3 учебных года 6 учеников стали и победителями и призёрами муниципальной НПК и 7 учеников - на республиканских НПК: Маша М., проект «Роль адвокатов в принятии решений судом присяжных заседателей в России» (на примере практики Ф. Н. Плевако), Дима К. проекты «Сепаратизм в современном мире», «Восстание тайпинов в Китае», Егор Х., проекты «Роль стрельцов и мушкетёров в государстве», «Феномен пиратства», Илья И., проект «Причины зарождения фашизма в Италии и нацизма в Германии», Полина Е., проекты «Вслед за Анной Ярославной - королевой Франции», «Реальная сеть или сетевая реальность».
Использование проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели.


«Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации обучающихся на уроках истории» //Преподавание истории в школе, 2009, №6. 
Технология педагогической мастерской была разработана французскими педагогами представителями ЖФЭН (groupе francais education nouvelle – французская группа нового образования). У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируется в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Структуру технологии педагогической мастерской можно представить следующим образом:
*                 Индукция;
*                 Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии:
А) самоконструкция - создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
Б) социоконструкция – построение этих элементов.
*                 Социализация:
А) афиширование – вывешивание «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, проектов, схем);
Б) собственно представление, выступление, защита, отчёт о работе.
*                 Разрыв – внутренне осознание учеником мастерской неполноты  или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
*                 Промежуточная рефлексия и самокоррекция – формирование информационного запроса, выстраивание новых проблем.
*                 Обращение к новой информации и её обработка.
*                 Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы.
*                 Социализация.
*                 Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Именно на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит «вызов» уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация познавательной деятельности обучающихся. Ученик «вспоминает» что ему известно по изучаемому вопросу.
Приемы мотивации на стадии индукции различны, например:
Ø  постановка проблемных вопросов, заданий;
Ø  обсуждение спорных высказываний (провокационные вопросы);
Ø  работа с документом;
Ø  выявление противоречий в материале;
Ø  ассоциативный ряд;
Ø  сопоставление данных обыденного и научного опыта;
Ø  перепутанные логические цепочки;
Ø  метод мозгового штурма;
Ø  Case study – исследование (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).
Рассмотрим варианты мотивации на стадии индукции на примере уроков при изучении истории России в XX веке.
Урок «Внутренняя политика самодержавия в 1894 – 1904гг.»
Цели урока:
·                           дать характеристику политической системе Российской империи;
·                           сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью
·                           продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать.
Индуктором к мастерской служит отрывок из произведения М.Горького «Детство»: «Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство».
Ученикам предлагается обсудить данный отрывок из произведения М.Горького, насколько данное высказывание соответствовало настроениям российского общества в отношении самодержавия. На следующем этапе «творческое задание» обучающимся предлагается, используя раздаточный материалы, определите понятия «самодержец». Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его права и обязанности?
Урок «Февраль глазами современников».
Цели урока:
§  понять сущность Февральской революции, которая привела к падению монархии в России;
§  учиться работать с документами и беллетризованными свидетельствами современников событий;
§  на основе анализа текстов, материалов, мультимедийного учебника помочь учащимся почувствовать особенности эпохи.
Индуктором в данной мастерской служит песня «Рабочая Марсельеза» (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.
Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: «Можно ли согласиться с мнением: «В 1917г. царя «смахнули с плеча», что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?»
На этапе «творческое задание по группам» в ходе анализа документов необходимо заполнить таблицу «Хроника событий Февральской революции в Петрограде».
Дата
Участие «улицы» в революции
Участие политических сил в революции
Попытки остановить революцию





Урок «Гражданская война – величайшая трагедия в истории России 20 века ».
Цели урока:
§  систематизировать материал по теме «Гражданская война и интервенция в России»;
§  продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения, корректировать деятельность;
§    понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Индуктором в данной мастерской служит стихотворение М.Волошина «Гражданская война».
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Учитель: «Представьте себе праздник «День Победы в Гражданской войне». Как вы отнесётесь к такому предложению? Хотели бы вы ввести такой праздник?
Творческое задание обучающимся: в ходе анализа документов покажите позицию различных сторон в Гражданской войне. Попробуйте обосновать эту позицию, опираясь на знания по истории Гражданской войны, на своё представление и воображение.
Урок «Политические репрессии 30-х гг.»
Цели урока:
§     изучение политических репрессий как составной части советской тоталитарной системы
§     составить представление о сущности советской тоталитарной системы, неотъемлемой чертой которой являлись массовые репрессии
Индуктор к данной мастерской направлен на стимуляцию воображения её участников. По мере «приближения» к прошлому начинает звучать музыка - «Песня о встречном» (стихи Б.Корнилова, музыка Д.Шостаковича). Затем песня затихает. Участники мастерской «прибыли» в прошлое. Участники мастерской рассматривают репродукции картин советских художников. Рассматривая эти картины, участники мастерской видят жизнь страны глазами художников того времени, накапливают личные впечатления от живописного ряда. Общее настроение картин оптимистично, оно прославляет советский образ жизни.
На следующем этапе – творческое задание - участникам мастерской предлагается ответить на вопрос: «Какой представляется наша страна с картин советских художников?»
Затем группам выдаются тексты песен 30-х гг. Предлагается выполнить задание: «На основании текста песен представьте себе Советское государство в 30-х гг. Подберите из текстов песен соответствующие эпитеты, характеризующие нашу страну».
Урок «XX съезд КПСС – исторический поворот?!»
Цели урока:
§  определить историческое значение XX съезда КПСС;
§  учиться работать с историческими документами;
§  на основе анализа текстов, материалов, мультимедийного учебника помочь учащимся почувствовать особенности эпохи.
Индуктором в данной мастерской служит краткий рассказ учителя о событиях, предшествовавших съезду: «После смерти Сталина (5 марта 1953г.) партийная номенклатура стала готовиться к новой жизни. На роль нового руководителя партии и государства был выдвинут наиболее покладистый из всех членов бывшего сталинского Политбюро – Никита Сергеевич Хрущёв. Номенклатура считала его просто марионеткой, полностью послушной её воле. Этот был тот самый Хрущёв, который по приказу Сталина плясал гопака на заседаниях Политбюро, а все хохотали и хлопали в ладоши.
И вот Хрущёв на одном из закрытых совещаний в рамках XX съезда КПСС выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». Делегаты одобрили решение скрыть доклад от народа. Доклад так и не был опубликован и со временем стал превращаться в малоправдоподобную легенду.
Так что же содержал доклад Н.С.Хрущёва, почему делегаты решили не публиковать доклад, какими мотивами руководствовался Хрущёв, приняв решение выступить на XX съезде партии с докладом о культе личности – на эти вопросы можно ответить при непосредственном знакомстве с самим документом».
Творческое задание по группам заключается в том, что вырабатывается алгоритм работы с историческим документом. Возможен такой вариант:
·                    выделение основных идей и положений;
·                    формулирование продуктивно – познавательных вопросов для уяснения их сущности;
·                    составление и запись ответов.
В течении 20 – 25 минут каждой группе предлагается поработать со своим отрывком из Доклада Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущёва Н.С. XXсъезду Компартии СССР «О культе личности и его последствиях».

Таким образом, главной задачей учителя на уроке становится осуществление мотивационного управления учением, гибкое управление обучающимися, переходящее в самоуправление.
Ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничества с учителем. Развитие ученика как субъекта учебной деятельности осуществляется за счет планомерной деятельности самообразования и самообучения.


Список использованной литературы:
1.      Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. – Москва: Русское слово, 2002.
2.      Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М., 2000.
  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.
  2. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. – Москва: Владос – Пресс, 2002.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М., 2000.
7.      Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в 20 веке, М., Просвещение, 2000.
  1. Мультимедийный учебник «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000.
  2. Нестандартные уроки в школе.- Волгоград: Учитель, 2000.
  3. Орлова О.В. История Отечества 20 век: Методическое пособие.- Санкт – Петербург: Паритет, 2003.
  4. Педагогические технологии: Учебное пособие.- Москва: МарТ, 2004.
12.  Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – М., 2005.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
  2. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- Москва: Владос, 2002.
  3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва: Владос, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий