I. Планируемые результаты обучения по обществознанию за курс средней школы:
1. Личностные
результаты: осознание своей
идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и
ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление
социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
2. Метапредметные
результаты:
·
Познавательные
УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и
интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
·
Регулятивные УДД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную.
·
Коммуникативные
УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное
мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
3. Предметные
результаты:
10 класс
Ученик
научится
• характеризовать
с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
проблемы человека в современном обществе;
• осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по
определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских,
научных, правовых, политических, публицистических);
• анализировать
и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее
из одной знаковой системы в другую;
• сравнивать
социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• объяснять
внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека);
• раскрывать
на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических
и гуманитарных наук;
• участвовать
в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
• формулировать
на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
• оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• подготавливать
аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
• осуществлять
индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
• применять
социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Ученик
получит возможность научиться
• эффективно
выполнять типичные социальные роли; сознательно взаимодействовать с социальными
институтами;
• ориентироваться
в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной
гражданской позиции;
• оценивать
общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
• самостоятельно
искать социальную информацию, необходимую для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации;
• ориентироваться
в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования;
• осуществлять
конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
11 класс
Ученик
научится:
·
раскрывать
сущность процесса социализации личности;
·
объяснять причины
отклоняющегося поведения;
·
оценивать роль образования в современном обществе;
·
различать уровни общего образования в России;
·
выделять параметры, определяющие социальный статус
личности;
·
приводить примеры предписанных и достигаемых
статусов;
·
описывать основные социальные роли подростка;
·
называть признаки
политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
·
характеризовать
различные формы участия граждан в политической жизни.
·
характеризовать государственное устройство
Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать
их полномочия и компетенцию;
·
объяснять порядок формирования органов государственной
власти РФ;
·
характеризовать систему российского законодательства;
·
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
·
характеризовать гражданские правоотношения;
·
раскрывать смысл права на труд;
·
объяснять роль трудового договора;
·
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
·
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
·
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
·
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
·
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
·
находить и извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;
·
объяснять необходимость непрерывного образования в
современных условиях;
·
описывать социальную структуру в обществах разного
типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
·
объяснять взаимодействие социальных общностей и
групп;
·
характеризовать ведущие направления социальной
политики Российского государства;
·
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
·
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
·
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
·
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик
получит возможность научиться
·
раскрывать понятия «равенство» и «социальная
справедливость» с позиций историзма;
·
выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодежи;
·
находить и извлекать социальную информацию о
государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
·
аргументированно обосновывать влияние происходящих в
обществе изменений на положение России в мире;
·
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
- характеризовать с научных позиций основные
социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и
интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,
публицистических);
- анализировать и
классифицировать социальную информацию, представленную в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и
выводы;
- объяснять:
внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на
примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических
и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным
социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных
объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат,
творческую работу, устное выступление;
- осуществлять
индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических
задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Ученик
получит возможность научиться
·
выявлять
причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
·
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
·
использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике семейных конфликтов;
·
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
·
грамотно
применять полученные знания для определения экономически рационального поведения
и порядка действий в конкретных ситуациях;
·
II. Основное содержание курса
«Обществознание»
10 класс
Тема 1. Что такое общество?
Понятие «общество». Общество как
исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.
Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека.
Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории.
Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений
понятия «общество».
Общество — целостный социальный организм.
Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая,
социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь
сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Тема 2. Происхождение и развитие человека
Способность к прогрессу как отличительная
черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из
животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек —
биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление
речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей.
Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление
ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду
существования человека
Тема 3. Исторические ступени развития
общества
Выделение ступеней развития общества по
способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество
охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма
хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов
окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество.
Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество.
Социальный процесс.
Тема 4. Современное общество
Современное производство.
Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи.
Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав
современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного
общества.
Тема 5. Социальный прогресс и развитие
общества
Социальный прогресс и ускорение истории.
Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного
развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого
общества.
Реформы и революции: постепенный и
скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных
реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение.
Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и
продолжительности.
Тема 6. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества
человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о
человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль
моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 7. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей.
Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс
возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных
потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 8. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации.
Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности.
Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания.
Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного
воспитания в семье.
Тема 9. Общение
Общение как социально-психологический
процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное
(деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная
сторона общения. Проблемы общения дома.
11 класс
Тема 1. Социальная структура общества
Общество как система. Социальные группы: малые
и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных
людей. Крайняя бедность — нищета.
Тема 2. Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное
неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное
расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия
людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое
происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и
уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Неравенство, богатство и бедность.
Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники
доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и
приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и
социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности.
Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум.
Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 3.
Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое
самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция.
Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена,
народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее
отличительные черты.
Тема 4. Семья
Семья — малая социальная группа. Функции
семьи в обще¬стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений
между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и
семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Тема 5. Власть
Формы проявления влияния: сила, власть и
авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Тема 6. Государство
Определение политической системы общества.
Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и
внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды
монополии государства: общие и частные.
Тема 7. Какие бывают государства.
Объединение и отделение наций.
Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма.
Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное
и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное
государство.
Понятие об источнике власти. Классификация
форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности
демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание
законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности
республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Сущность и классификация политических
режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность
диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества.
Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о
правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства.
Черты тоталитарного государства.
Тема 8.Участие граждан в политической
жизни.
Голосование как форма участия граждан в
политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность
электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий
России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в
политической жизни.
Определение и признаки политической
партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная
системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической
партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 9. Что такое культура
Происхождение слова «культура» и его
значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура.
Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила.
Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в
сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его
сохранения.
Тема 10. Нормы и формы культуры.
Понятие о культурных нормах, их
разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре.
Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение.
Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции
как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Основные формы культуры. Характерные
особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая
культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей
культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные
молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и
классовая принадлежность.
Тема 11. Религия
Различные определения религии, ее значение
и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство,
ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные
элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и
традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и
Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Тема 12. Мораль
Мораль как норма, регулирующая поведение
человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей.
Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Тема 13. Идеал и ценности
Идеал как образец, высшая цель стремлений.
Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три
этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков
из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов
группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами,
которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Тема 14. Искусство
Различные трактовки искусства. Структура и
состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели
искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений
искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 15. Образование
Основная задача и исторические формы
образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками.
Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и
специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного
учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 16. Наука
Роль науки в современном обществе.
Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа
как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы
высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и
разновидности академий.
III. Тематическое
планирование
Раздел
|
Тема
|
Количество часов
|
10 классы
|
|
|
Социально – гуманитарные
знания и профессиональная деятельность
|
Тема 1. Что такое общество?
|
12
|
Общество и человек
|
Тема 2. Происхождение и развитие человека
Тема 3. Исторические ступени развития общества
|
15
|
Деятельность как способ
существования людей
|
Тема 4. Современное общество
Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества
Тема 6. Личность и социальная среда
|
11
|
Сознание и познание
|
Тема 7. Потребности человека
Тема 8. Социализация и воспитание
|
15
|
Личность. Межличностные
отношения
|
Тема
9. Общение
|
17
|
11 классы
|
|
|
Социальное развитие
современного общества
|
Тема 1. Социальная структура общества
Тема 2. Социальная стратификация.
Тема 3. Этнос: нации и народности.
Тема 4. Семья
|
21
|
Политическая жизнь
современного общества
|
Тема 5. Власть
Тема 6. Государство
Тема 7. Какие бывают государства.
Тема 8.Участие граждан в политической жизни.
|
19
|
Духовная культура
|
Тема 9. Что такое культура
Тема 10. Нормы и формы культуры.
Тема 11. Религия
Тема 12. Мораль
Тема 13. Идеал и ценности
Тема 14. Искусство
Тема 15. Образование
Тема 16. Наука
|
24
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий